Найти тему
Thisis.Media

Идеальное преступление: как украсть “Титаник” и не подать виду

Оглавление

Режиссер Джеймс Кэмерон украл “Титаник”. Во всяком случае, так считает американский яхтсмен Стивен Каммингс. Конечно, речь не о самом трансатлантическом лайнере, затонувшем в 1912 году после столкновения с айсбергом, а об истории, которую Кэмерон положил в основу сценария своего знаменитого фильма-катастрофы 1997 года.

Каммингс утверждает, что события, произошедшие с бедным художником Джеком, случайно попавшим на “Титаник” и влюбившимся в представительницу высшего света Роуз, не являются вымыслом Кэмерона. Это история из жизни близкого родственника яхтсмена, которую он однажды рассказал в присутствии режиссера.

С момента выхода “Титаника” в прокат прошло уже 20 лет. И нам остается только гадать, почему Каммингс сделал свое заявление именно сейчас. Яхтсмен намерен отсудить у Кэмерона 300 миллионов долларов. Любопытно, что бюджет фильма составил всего 200.

Даже если Каммингсу удастся доказать, что его родственник действительно путешествовал на “Титанике”, неясно, на каком основании суд может заставить режиссера платить. Закона, запрещающего экранизировать чьи-либо слова, нет даже в США. Однако если Кэмерона все же признают виновным, станет очевидно, что планка, которую ему однажды удалось поднять, вновь опустилась на самое дно.

Кстати, это не первый раз, когда Кэмерона обвиняют в плагиате. В 2010 году не кто-нибудь, а сам Борис Стругацкий заявил, что сюжет “Аватара” скопирован с литературного цикла ”Мир Полудня”, который выпускался в 60-е. Правда, судиться с Кэмероном великий фантаст не стал. То ли из-за воспитания, то ли потому, что многие также заметили подозрительное сходство “Аватара” с фантастическим рассказом “Зовите меня Джо” Пола Андерсона, опубликованным в 1957 году.

Однако и это еще не все. Другой знаменитый писатель-фантаст – Харлан Эллисон — уличил Кэмерона в плагиате еще в 80-е, сразу после выхода “Терминатора”. Оказалось, что боевик со Шварценеггером уж очень напоминает один из эпизодов сериала “Сумеречная зона” — “Солдата”, основанного на одноименном рассказе Эллисона. Церемониться писатель не стал и озадачил Кэмерона судебным иском. Суд режиссер проиграл, и в титры “Терминатора” пришлось добавить строчку: Acknowledgment to the works of Harlan Ellison.

Заставляет ли нас знание о заимствованиях в творчестве Кэмерона любить его фильмы меньше? Прекратим ли мы каждый год пересматривать “Терминатора” или “Титаник”? Очевидно, что нет.

Мы скорее благодарны режиссеру за то, что когда-то он не поленился прочитать несколько фантастических романов, посмотреть очень нудную “Сумеречную зону” и не уснуть, когда Стив Каммингс травил байки о своем родственнике. Если бы этого не произошло, мир не досчитался бы пары важных фильмов, а у Каммингса вообще не было бы возможности заявить миру о том, что его пращура сыграл сам Лео Ди Каприо.

Предлагаем вам вспомнить еще несколько отличных фильмов, режиссеры которых не стеснялись без спроса пользоваться чужими идеями и образами.

1. “За пригоршню долларов” (1964), режиссер — Серджо Леоне

-2

Культовый вестерн о безымянном стрелке в исполнении Клинта Иствуда, оказавшемся втянутом в войну мексиканских семей, очень понравился японскому режиссеру Акире Куросаве. Собственно, он так и написал Леоне: “Фильм получился отличный, вот только это мой фильм”. Оказалось, что великий итальянский мастер заимствовал сюжет из картины Куросавы “Телохранитель” (1961). Суду тоже так показалось, и японский режиссер получил 15% прокатной кассы вестерна.

2. “Бешеные псы” (1991), режиссер — Квентин Тарантино

-3

Мы любим Тарантино, а Тарантино любит жанровое кино. В каждом его фильме можно найти десятки цитат и аллюзий, при этом они основаны на оригинальных сюжетах. Все, кроме его первого большого фильма. “Бешеные псы” — практически rip-off гонконгского боевика “Город в огне” 1987 года. Бьемся об заклад, что Тарантино смотрел этот фильм, когда работал в видеопрокате.

3. “Носферату. Симфония ужаса” (1922), режиссер — Фридрих Вильгельм Мурнау

-4

Это сегодня никого не удивишь экранизациями Стокера. Но когда Стокер был жив, все было совсем иначе. Писателю настолько не понравилось, что из “Дракулы” сделали фильм, в котором не то что Стокер не упоминается, даже Дракулу зовут по-другому, что он добился полного запрета на его показ. По легенде, все пленочные копии фильма были сожжены. Все, кроме одной: ее успели “выложить на Pirate Bay”.

4. “Рокки” (1976), режиссер — Джон Эвилдсен

-5

Сталлоне не придумывал сценария для “Рокки”, а пересказал реальную историю боксера Чака Уэпнера, который выстоял 15 раундов против Мохаммеда Али и даже отправил его в нокдаун. Чак поймал Слая и собирался его засудить, но тот пообещал боксеру роль в продолжении картины. Своей роли Чак так и не дождался, и суд все же обязал Сталлоне раскошелиться. Сумма компенсации не была обнародована.

5. “Чужой” (1979), режиссер — Ридли Скотт

-6

Ридли Скотт не виноват в том, что “Чужой” содержит плагиат. В этом виноват сценарист фильма Дэн О’Бэннон, который аккуратно позаимствовал историю из рассказа “Черный разрушитель” писателя-фантаста Альфреда ван Вогта. О’Бэннон либо не рассчитывал, что в мире найдется еще один поклонник фантастики 30-х годов, кроме него, либо не надеялся, что “Чужой” станет культовым. Так или иначе, история получилась настолько интересной, что мы уже почти 40 лет следим за ее развитием.