Найти тему
MIRUMAXIMUM

15 необычных лауреатов "Золотой пальмовой ветви"

«Золотая пальмовая ветвь» юбилейного 70-го Каннского кинофестиваля досталась одному из самых неординарных участников основного конкурса — фильму Рубена Эстлунда «Квадрат». Могучее трио из Ивана Родина, Павла Пугачева и Артёма Кузовенко решило вспомнить 15 других необычных картин (по своей форме, содержанию и истории создания), когда-либо получавших главную награду самого значимого киносмотра в мире.

Публикация на нашем сайте: http://mirumaximum.ru/index.php/15-neobychnyx-laureatov-zolotoj-palmovoj-vetvi/

Скучные нынче Канны пошли. То, что раньше воспринималось мировым киносообществом как оплот высокого искусства и развлечения для широких масс, потихоньку теряет свой шарм, при этом не доходя ни до одной из вышеперечисленных крайностей. Просто всё стало как-то очевидно и без сюрпризов. Люди перестали идти на осознанный риск ради того, чтобы их фильм показали на Набережной Круазетт. Максимум – это продвигать картину под гордым знаменем одного неизвестного и совершенно непопулярного стримингового сервиса, дабы хорошенько позлить консерваторов. Но удивлять перестали как киноделы, так и члены жюри, раздающие награды направо и налево. Однако юбилейные семидесятые Канны оказались полны сюрпризов и даже удивили всех нас своим неожиданным выбором, отдав «Золотую пальмовую ветвь» шведскому фильму «Квадрат» Рубена Эстлунда. Так что предлагаем вспомнить доброй памятью 15 самых необычных лауреатов главной награды за всю историю самого крупного кинофестиваля.

-2

15. «Военно-полевой госпиталь М.Э.Ш», 1969 год



В 1970-м «Золотую пальмовую ветвь» забрал Роберт Олтмен. Сейчас этому трудно удивиться. Фильм замечательный, а Олтмен давно стал классиком. Но есть одна маленькая деталь — это сатирическая комедия. Да, про войну в Корее, да, глубоко антивоенная, но всё же комедия (со временем породившая знаменитый комедийный сериал). Сражения не показаны вовсе, а армия представлена как весёлое сборище разного рода раздолбаев. Без единой награды фестиваля остался «Пейзаж после битвы» Анжея Вайды — один из лучших фильмов о Холокосте.

-3

14. «Таксист», 1976 год

К сожалению, председатели Каннского Жюри не могут быть в большинстве своем, как, например, Тарантино. Это очень нежный народец, не сильно переваривающий экранное насилие. Даже больше – они его ненавидят вплоть до того, что эта злость закрывает глаза на очевидные достоинства картины и её историческую значимость. Такая вот история случилась с шедевром раннего Скорсезе, чьё мощное и кровавое высказывание об «одиночестве в аду» воспринялось Теннесси Уильямсом (один из председателей жюри в 76-м году), как один большой лозунг в пользу оправдания насилия. Ну и лица зрителей мгновенно позеленели при виде того, что Магнум 44 делает с человеческой рукой.

Хотя помешало ли это фильму войти в историю и получить «Пальмовую ветвь»? Никак нет, и недовольные крики элиты тут уже ничего не поделают.

-4

13. «Апокалипсис Сегодня», 1979 год



Мало кто представляет, каким образом Копполе досталась его вторая веточка. Отсутствие финансирования, ругань с кинематографистами и политическими представителями разных стран, долгие изнурительные съёмки, алкоголическая зависимость Шина и проблемы с Брандо (в частности ожирение актера). Сам Коппола высказался так: «Мы делали этот фильм примерно так же, как американцы вели войну — нас было слишком много, мы тратили слишком много денег и понемногу сходили с ума». В результате – одна из самых потрясающих работ режиссера и один из величайших экспириенсов в истории кино. Даже недоделанный вариант «Апокалипсиса», отправленный в Канны, произвел там фурор и неизгладимое впечатление.


12. «Дорога», 1982 год

Буквально пару лет назад, мировая общественность очень сильно удивлялась тому, как Джафар Панахи ловко и хитро обходит судебный запрет на ведение кинематографической деятельности. Но до турецкого режиссера Йылмаза Гюнея иранцу ещё прыгать и прыгать. Мужика посадили на нары по обвинению в убийстве и даже тюремная баланда не смогла ему помешать управлять процессом съёмок и отдавать команды заменявшему его Шерифу Гёрену. Однако вскоре Йылмаз вспомнил о том, что если хочешь сделать что-то хорошо, то лучше делать это самому. Так что он решил не мелочиться и в 1981-м году совершил побег, дабы посмотреть кино, переделать его, дополнить его, представить его французам за политическое убежище. В итоге безопасное пребывание режиссера во Франции было обеспечено. Как и победа в главной номинации на 35-ом Каннском Кинофестивале.

-5

11. «Париж, Техас», 1984 год

Любимый фильм Курта Кобейна, драма, в честь которой было названо несколько рок-групп (в частности «Travis» и «Texas» признавались в любви к фильму) и попросту одна из главнейших кинокартин на планете Земля. Необычен «Париж, Техас» тем, что несмотря на режиссёра немца, французских продюсеров и многих других европейских членов съёмочной группы (лента вообще считается именно что европейской), он выглядит как кино в лучших традициях «Нового Голливуда».

-6

10. «Секс, ложь и видео», 1989 год

Председатель жюри — Вим Вендерс. Сейчас в победе фильма «Секс, ложь и видео» не сразу видится что-то неординарное. Но для того времени это был настоящий прорыв. Американское кино в Канне к тому времени не особо жаловали, да и авторское кино в США переживало не лучшие времена. Именно победа этого фильма дала толчок к развитию кинокомпании Miramax. 26-летний дебютан Стивен Содеберг сразу стал одним из самых интересных американских режиссёров и одним из немногих голливудских независимых.



9. «Дикие сердцем», 1990 год



Согласитесь, составлять список чего-то необычного в мире кино и не включить в него Дэвида Линча – это само по себе очень странно. К тому же, появление главного сюрреалиста от американского кино на Каннах выбило самый смачный джек-пот недоумения у публики. Потому что: 1) Очередная победа американца после триумфа Содерберга 2) Фильм казался каким-то стрёмным ремейком «Бонни и Клайда» 3) Хотя по факту «Сердца» – это нездоровая, словно психика Николаса Кейджа, смесь из поп-арта, постмодерна, насилия, секса, рок-н-ролла и всех тех прекрасных вещей, которые попадают под категорию «дурной вкус». Но Бертолуччи порешал и отдал награду Линчу. И покажутся вопли недовольных пустым звуком.

8. «Пианино», 1993 год



Главный приз фестиваля выйграла женщина. Всё. Этому можно радоваться.

7. «Криминальное чтиво», 1994 год

Этому фильму не только удалось выделиться как самому дерзкому, но и стать фактически лучшим (хотя там был еще Кесьлёвский, ну да ладно). Нелинейная хронология, праздник насилия и весёлой жести, диалоги про массаж ступней и неловкое молчание, самый великий актерский состав за всю историю (после «Образцового самца», конечно), идеальный саундтрек и впечатление, которое никогда не портится. Ну невозможно не наградить такой фильм. Сами же знаете.

6. «Вкус вишни», 1997 год

Единственный иранский фильм, являющийся лауреатом «Золотой пальмовой ветви». На протяжении практически всего «Вкуса вишни» мы наблюдаем за человеком, который собирается покончить жизнь самоубийством. Он ищет того, кто мог бы засыпать его могилу землёй после смерти. Кто-то отказывается, а кто-то сначала соглашается, но при этом пытается отговорить отчаявшегося господина от суицида. На удивление, за этим всем не только интересно наблюдать, но после просмотра это ещё и наводит на глубокие размышления о жизни и смерти.

-7

5. «Танцующая в темноте», 2000 год

Мюзикл. Бьорк в главной роли. «Анти-«Шербургские зонтики»». Жестокая драма. Ларс Фон Триер. После просмотра хочется выпить с горя. Этим всё сказано.

-8

4. «Слон», 2003 год

В тот год многие ожидали победы либо «Догвилля» Ларса Фон Триера, либо «Нашествия варваров» Дени Аркана, но выбор жюри, впрочем как и всегда, оказался непредсказуемым. «Золотую пальмовую ветвь» и приз за режиссуру взял Гас Ван Сент с минималистической трагедией «Слон». Такое решение вызвало у большинства негодование, поскольку тогда посчитали, что жюри выбрало картину по политическим причинам, а не за художественные достоинства. Длинные планы, редкое использование музыкального сопровождения (только Бетховен), минимум диалогов, бесконечные метафоры и вопросы без ответов. Лишь спустя годы многие поняли, что во всём вышеперечисленном есть свой особый шарм и это всё далеко не минусы, а наоборот крайне необычный подход для погружения зрителя в сознание режиссёра.

-9

3. «Фаренгейт 9/11», 2004 год



Каннский кинофестиваль 2004 года был просто богат на необычные картины. В одном только основном конкурсе можно было найти продолжение «Любовного настроения» Вонга Кар-вая, сиквел «Призрака в доспехах», байопик про Питера Селлерса, роуд-муви про приключения Че Гевары и Альберто Гранады. Даже «Шрек 2» был, черт побери! Но абсолютно все до одного были уверенны, что председатель каннского жюри Квентин Тарантино вручит «Золотую пальмовую ветвь» Пак Чхан Уку за «Олдбоя». Сам Тарантино говорил, что это был лучший фильм фестиваля, абсолютный шедевр, заставивший его, далеко несентиментального мужика, плакать горькими слезами.

Но вручить главный приз документальному проекту «Фаренгейт 9/11» (авторства главной язвы политического мира Америки – Майкла Мура) было, на самом деле, необходимо. Во-первых: это красивый политический жест со стороны тех членов жюри, агитировавших Тарантино отдать веточку Муру. Все как один как бы сказали этим, мол, «Не надо снова переизбирать Джорджа Буша-младшего. Вам, дорогие американцы, даже кино говорит, какой он непутевый парень. Посмотрите Мура». Во-вторых: «Фаренгейт» и вправду мощное (подчеркнём) кинематографическое высказывание. Non-fiction, заставляющий зрителя наблюдать за происходящим на экране так, как будто перед ним один из лучших представителей политического триллера. Вдобавок, фильм собрал в себе всю ту боль, что накопилась у многих за три года спустя после серии трагических терактов 11 сентября.

2. «Класс», 2008 год

Тогда была довольно сильная конкурсная программа. Среди прочего были «Вальс с Баширом», «Подмена» Иствуда, «Любовники» Грея, «Изумительный» Соррентино и много других хороших фильмов. Но пальму первенства забрал француз Лоран Канте с вроде бы непритязательной драмой про учителя в неблагополучном классе. Одна поправка: учитель играл сам себя, а учеников набрали из соседних дворов. Такой вот нео-реализм на каркасе типовой социальной драмы.

-10

1. «Дипан», 2015 год

Вы, наверное, уже и забыли, что данный фильм братья Коэны наградили «Золотой пальмовой ветвью» два года назад. Далеко не лучшая работа Одиара, возможно даже не лучший фильм фестиваля в 2015 году, но абсолютно точно один из интереснейших жанровых представителей. Сказ про то, как три беженца из Шри-Ланки — женщина, мужчина (его как раз зовут Дипаном) и девочка, — под фальшивыми документами, притворяясь семьей, перебираются в Париж. Одновременно сентиментальная и брутальная история о любви, привязанности, бандитских разборках, надежде и тлене. Круто.

Авторы: Артём Кузовенко, Иван Родин, Павел Пугачев.