Искусственный интеллект готовится к работе в нашей повседневной рабочей сфере: Siri (Apple), Alexa (Amazon), Cortana (Microsoft), Google или Алиса (Яндекс) в воздухе переговорной комнаты. Даже скажу больше — Искусственный Интеллект (AI) готовится возглавить офис, точнее хозяйственно-бытовую часть (на деле, гораздо больше).
Позиционирование
Каждая компания видит развитие помощников по-разному, хотя многие умения совпадают:
Apple - удобное управление девайсами и сервисами компании;
Google - доступ к информации и управление облачными сервисами, ассистент на Android;
Microsoft - голосовое управление персональным компьютером, Xbox и другими устройствами;
Amazon - доступ к покупкам в сервисах компании, управление умным домом;
Яндекс - работа с сервисами Яндекса, работа с Яндекс.Станцией.
Развитие
Software:
1) Встроенные навыки (видение и разработки внутри компании);
2) Навыки от сторонних разработчиков;
3) Рост качества синтеза и распознавания, возможность работы в офлайне, определение разных голосов.
Голосовые помощники уже умеют распознавать несколько голосов в одной дискуссии и отвечать на поставленные адресатами вопросы. Это не тривиальная задача: почитать об этом можно цикл статей на GeekTimes. Когда спрашиваешь Google Home о распорядке дня, он расскажет о вашем расписании и не затронет календарь жены. Ну и, понятное дело, на запрос жены о её событиях на день будут использованы данные её календаря.
Представьте себе, что это означает для офиса. Появляется возможность включить голосового помощника в видеоконференции и собрания, и каждый участник использует его для взаимодействия с рабочим расписанием, почтой, задачами во время летучки.
Представьте что Павел, Андрей, Сергей, Николай и Мария проводят видеоконференцию. Вместо того чтобы шерстить свой распорядок на следующую неделю для следующей виртуальной встречи один из участников может просто сказать “Алиса, когда мы вчетвером сможем встретиться минут на 30? Или “Alexa, когда Владимир Владимирович сможет встретиться с нами в ближайшее время?”. Виртуальный помощник ответить не только по времени и дате и добавить событие в календарь, но и выбрать удобную (состав оборудования, климат, этаж, площадь) свободную переговорку с нужным составом оборудования, забронировать его в офисном календаре. Ну и я уж не говорю о том, что каждому из участников будет добавлено событие в его личный электронный ежедневник.
Производители голосовых помощников уже прорабатывают интеграцию видеоконференцсвязи в системы. Google Home сможет приглашать в голосовой звонок, а амазоновская Alexa в новый сервис конференцсвязи через echo show.
Понятно, что следующим шагом в развитии будет возможность добавлять участников и в видеовызовы, и поддерживать активность в рутинных задачах в совещании (как виртуальном, так и живом).
Идём дальше. Не конспектируйте каждое собрания списком вопросов и задач “To-Do” и проверкой исполнения типа Follow-Up — всё будет оцифровано в режиме реального времени. Участники могут просто спросить Google Office — или как бы Google там назвал свой Google Home, когда тот доберётся до переговорной — добавить задачу в ежедневник. Или пометить как выполненную, ну или как больше не имеющую отношения к проекту.
Побочный эффект будет в том, что голосовые помощники в рабочем пространстве избавят от ноутбука на собраниях и видеоконференциях. Уверен, что когда люди не используют ноуты в собраниях под видом решения рабочих задач, обсуждения будут на 50% короче по времени.
Если думаете что описанный выше сценарий это дело далёкого будущего, ошибаетесь. Геометрическая прогрессия роста по машинному обучению уже в точке графика кривой роста, с накоплением знаний, алгоритмов и методологий за последние 20 лет. Думаю что остаются месяцы до того момента когда Zoom, Cisco, Lifesize, или другая компания производитель видеоконференций анонсирует альянс или интеграцию API, которые позволят пользователям включить голосовых помощников в видеозвонки. Или, предположим, голосовые ассистенты будут глубоко модернизированы по расширению функционала конференцсвязи в компании: Skype for Business и Cortana пойдут вместе нога в ногу!
Будущее
1) Более глубокая интеграция с умным домом;
2) Проактивность;
3) Определение эмоций;
4) Развитие нейорнных сетей и моделей;
5) Визуализация.
Думаю, что через пару лет я войду в переговорку и скажу “Я готов” и электронный помощник сам подсоединит участников, которые приняли приглашение на собрание. Это будет вне зависимости от платформы, которую каждый используют в конкретный момент. На самом деле, помощники с поддержкой голоса могут быть единственным способом, с помощью которого мы можем справиться с некоторой многоплатформенной путаницей, присущей современному рабочему месту.
Алекса, передай привет айтишникам.