Найти в Дзене
Владимир Поляков

Две Главные Проблемы

В СССР часто цитировали слова из «Маленького принца» де Сент-Экзюпери: «Встал, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету». Потом их стали вышучивать, затем над ними ёрничали, ныне вспоминают редко и часто с иронией. А в результате…

Встаёшь, включаешь ТВ – и сразу же на тебя обрушивается: «В Манчестере теракт, погибли 22 человека, десятки раненых, среди них дети». По другому каналу говорят о Второй мировой, где погибли десятки миллионов. А по третьему сообщают, что недавно братская нам Украина считает себя воющей с Россией, и может быть новая война…

Какой-то тотальный абсурд утвердился на нашей планете, которую давно никто не приводит в порядок.

Как на всё это реагировать, как к сему абсурду относиться?

Тысячи «учителей» учат, как лучше жить – книг на тему «Как стать счастливым» горы, а с Интернетом вообще легко искать ответы на подобные вопросы – сделай в поисковике запрос и выдадут с миллион сайтов, где расскажут, как найти жену, друзей, как стать богатым и добиться успехов…

Но почему же столько вокруг людей несчастливых?

У Козьмы Пруткова есть замечательный афоризм: «В спёртом воздухе при всем старании не отдышишься». Так и в жизни: как ни устраивай своё личное бытие наилучше – в спёртом воздухе плохого общества всё равно не отдышишься. Пойдёшь смотреть мюзикл – а театр захватят террористы, и дай Бог, если вернёшься домой живым.

Мудрый Абрахам Маслоу нас неразумных уговаривал: «Люди должны стать лучше, иначе есть опасность, что всё человечество погибнет, а если и будет жить, то в постоянном напряжении и тревоге. Всё это кончится плохо, если не опомнитесь и не исправите жизнь на планете».

И разве он не прав? Даже гуляя по набережной в шикарной Ницце, вы не застрахованы от наезда террориста на автомобиле.

Две темы Маслоу назвал Большими Проблемами мира – создание Хорошего Человека и Хорошего Общества. Для их решения он предлагал сосредоточить громадные людские ресурсы – учёных самых разных направлений. Чтобы они взялись за решение этих главных задач.

Увы, человечество не прислушалось к мыслителю. Оно бросилось в то, о чём умные писатели написали книгу «Потреблятство. Болезнь, угрожающая миру», где исследовали этот опасный синдром – болезненное, заразное состояние пресыщения, тревоги и опустошенности, возникающее из-за упрямой погони за новыми товарами.

«Хорошесть» людей сегодня в мире определяют в долларах: у кого их больше, тот и лучше, умней, талантливей, красивей. Ради денег по сути всё позволено – обманывать, предавать, преступать закон, даже убивать. Люди негласно следуют правилу «Обмани ближнего». Слова стали орудиями обмана.

На это возражают: «Так было всегда». Так, да всё же не так и не всегда. Обманывали, но хотя бы не считали это нормой. Сейчас же обман возвели в «закон природы»: дескать, «жизнь такова и больше – никакова!» Потому что люди жадны, жестоки, злы и т.п. И в этом неисправимы. Но так ли?

Неужели общество нельзя постоянно делать лучше?!

Почему люди совершенствуют авто, компьютеры, смартфоны и всякие технологии, но не хотят совершенствовать человеков и общество? Не хотят делать лучше системы власти, охраны права, наказаний, здравоохранения, образования… Почему все силы брошены лишь на совершенствование технологий и торгашества? Непонятно.

Люди искусства изощряются в технике – съёмок, исполнения музыки, пения, лицедейства, владения словом… Зачем? Для чего? ЧТО хотят через технику передать миру? Какое содержание? Кто задаётся такими вопросами?

А кончаются «творческие поиски» прибиванием мошонки на Красной площади и перформансами девиц в грязных трусах по залам Третьяковски. Не маразм?

Может, искусству и литературе пора начать думать, говорить, писать, снимать фильмы не о людских патологиях, а о самом важном в бытии?

Нас в школе учили: «Самое дорогое у человека – это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не была мучительно больно за бесцельно прожитые годы…»

Люди толкуют подобные слова по-своему: надо жить так, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному – деньгам и удовольствиям. Для многих теперь актуальней иная цитата:

Пищи сладкой, пищи вкусной

Даруй мне, судьба моя, —

И любой поступок гнусный

Совершу за пищу я.

В открытую так не говорят, но разве некоторые живут не так?

Возразят: не все так живут, много людей добрых, хороших, которые заботятся о духовном. Но что такое «духовное»? Задаёшь вопрос – получаешь сотни ответов, но не один не удовлетворяет.

Спросишь про смыслы, ради которых люди живут – к вашим услугам тысячи знатоков, готовых и этому научить. Но сами-то они в этом мире пребывают с какими смыслами? «Выбери меня в учителя» – кричат они рекламно (подразумевая: заплати мне – я научу).

Даже религии и те теперь рыночно торгуются. И крупный церковный чин не смущаясь заявляет про конкурирующее учение: «На рынке существующих конфессий этот продукт представлен не будет». Да как заявлять такое можно-то?!

Одни верят в девятое ребро, близкое к сердцу святого, другие – в своего бога, зовущего на борьбу с неверными, третьи – что бог избрал именно их, потому они лучше всех… На словах они твердят, что их религии направлены на Добро, тогда почему же в мире так много зла?

Где современные мыслители, писатели, художники, указывающие, что давно совсем не туда идёт человечество? Где гласы, вопиющие в пустыне эгоизмов?

Кто те «великие умы», решившие, что вещи главней людей? Что ими можно жертвовать для любых целей? Почему люди превратились в ресурс для торгашества?!

К гуманистическому обществу нам надо бы продвигаться. Хороший Человек и Хорошее Общество – действительно две самых главных проблемы нашего времени.

Вот и давайте о них размышлять.