Галина Сартан, канд.психол.наук, owner «Katarsis Business Group»
Это перенос первого впечатления о человеке на все последующее его поведение. Бывает двух типов: «позитивный ореол» и «негативный ореол».
Что такое «позитивный ореол»?
Это когда мы преувеличиваем, переоцениваем поведение человека, исходя из первого впечатления о нем. Другими словами, если первое впечатление о человеке в целом благоприятно, то далее все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону; отрицательные стороны не замечаются
«Негативный ореол»
Он возникает, когда мы недооцениваем человека, исходя из первого впечатления о нем. Другими словами, если общее первое впечатление о человеке оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки позднее или не замечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам.
В коллективе может проявляться ярко выраженный эффект «Ореола», как положительного, так и отрицательного. Происходит это тогда, когда между сотрудниками преобладают поверхностные отношения, основанные на оценочных мнениях. Закрепившиеся оценки, как правило, не пересматриваются. Формируется «штамповое мышление», поляризация в оценках сотрудников. Такие отношения негативно влияют на работу, так как сотрудники не могут раскрыться полностью, их рассматривают однобоко в соответствии с закрепившимися за ними оценками. В такой атмосфере сложно развиваться. Как правило, сотрудники закрыты, боятся высказываться.
Почему возникает такая обстановка в коллективе?
Возможно, из-за того, что сотрудников постоянно торопят. У них не хватает времени, чтобы обстоятельно познакомиться с новым сотрудником, обратить внимание на то, как он действует в разных ситуациях. Нет традиции наставничества, адаптации новых сотрудников.
Чаще всего негативный эффект «Ореола» тормозит работу новых сотрудников, особенно руководителей, если до них на их месте работал человек, который создал плохую репутацию не только себе лично, но и тому, что и как он делал.
Например, в компании заменили руководителя отдела маркетинга. Предыдущий руководитель не сразу реагировал на запросы других подразделений, у него всегда были отговорки, почему не стоит выполнять поручения. В итоге руководители других подразделений обращались в отдел маркетинга редко и только тогда, когда без него обойтись было нельзя.
С приходом нового руководителя ситуация не изменилась. В отдел маркетинга также не обращались. Сработал эффект «отрицательного ореола», когда негативные качества предыдущего руководителя перенесли на нового.
Какая степень эффекта «Ореола» приемлема?
В коллективе нужно стремиться к тому, чтобы эффект «Ореола» был выражен умеренно. Что это значит? Это когда первичное мнение о человеке/подразделении уточняется через его деятельность, коммуникации. Мнения формируются по мере большего узнавания различных черт и качеств человека.
Зачем руководителю нужно знать об эффекте "Ореола"
Перед тем, как начать создавать команду, проверьте, насколько ярко выражен в вашем коллективе эффект «Ореола». Если ярко, то создание команды будет дольше, чем вы предполагаете, так как сотрудники привыкли выносить быстрые суждения и оценивать друг друга. Из-за этого им будет сложно перестраиваться и принимать поведение друг друга в команде, более глубоко коммуницировать во время решения рабочих вопросов. Найдите моменты в своей работе, в которые вы спешите и ускоряете сотрудников. Обратите внимание на свои оценочные высказывания. Все это может быть основой для усиления эффекта «Ореола».