Утюжком для глажки кружев жгли ступни ног; жилет, похожий на «броник», надевали, чтобы бить через него — тогда не остаётся следов, как, в принципе, и внутренних органов; изобрели наручники — в них, как только начнёшь двигаться, ломаются суставы; химикаты заливали в раны.
Всё это происходило в «Печкарне» (Pečkárna), где с 1939 по 1945 год находилось пражское гестапо. «Печкарной» назывался дворец Ю. Печека (Petschkův palác), промышленника и владельца шахт в Северной Чехии. Печек его построил после Первой мировой как Банковский дом, а незадолго до оккупации Чехословакии в 1939 году продал чехословацкому правительству и уехал в Англию. Улица, где находится «Печкарна», тогда называлась Бредовской (Bredovská), сейчас — Политицких-везну (Politických vězňů).
Гестапо в 1939 году вселялось в пустующее здание.
На то время это было очень современное железобетонное сооружение, полностью климатизированное, с пневмопочтой, телефонной станцией, типографией, лифтами-патерностерами и, как это положено в Банковском доме, с мощными сейфами в подвале.
Из этих сейфов нацисты сделали камеры.
С марта по май 1939 года при осуществлении операции «Решётка» в Чехословакии было задержано порядка 6.400 человек (около 5.000 из них были коммунистами), полторы тысячи отправили в концлагеря.
В октябре 1939 года, после массовых демонстраций на Вацлавской площади, было арестовано около 400 человек, часть из них попала во дворец Печека, то есть в камеры гестапо.
В ноябре 1939 года перевозка останков студента Яна Оплетала, который умер от ранения во время столкновений с гестаповцами, вновь переросла в многотысячную демонстрацию протеста.
Тогда высший руководитель СС и полиции в Праге К. Г. Франк именно в этом дворце созвал совещание, на котором было принято решение закрыть все вузы Чехословакии.
На четвёртом этаже немцы создали отдельный антикоммунистический отдел, названный чехами «четырёхсоткой». Это был самый важный отдел в гестапо, так как главной силой Сопротивления были именно коммунисты.
В 1941 году, после нападения на СССР, на одном из самых крупных предприятий города — «Вальтровке» (Йинонице) — рабочие начали бастовать. Арестовали 300 человек. После ряда забастовок в Прагу прибыл Гейдрих, протектор Чехии и Моравии. Среди непокорных надо было наводить порядок.
С конца 1941 по январь 1942 года из «Печкарны» на смерть было отправлено 486 человек и 2.242 — в концлагерь.
Решение о наказании всех 254 членов семей парашютистов, совершивших покушение на Гейдриха, тоже принималось здесь. Сначала их отправили в концлагерь Терезин, потом в концлагерь Маутхаузен, где все были уничтожены.
Решение по ликвидации сёл Лидице и Лежаки вместе с жителями выносилось тоже здесь.
Но близилось освобождение. Пятого мая, в самом начале Пражского восстания, гестаповцы забаррикадировались во дворце Печека и только спустя несколько дней оставили здание, перебрались к американцам и сдались им в плен.
Казалось бы, за зверства все гестаповцы должны быть жестоко наказаны. Но нет. Например, начальник пражского гестапо в 1942—1943 гг. Э. Герке наказан не был. Прожил в ФРГ до 1982 года совершенно легально.
Сейчас в «Печкарне» располагается Экспортный отдел Министерства промышленности Чехии. Почётно, что нынешние власти сохранили этот подвал-музей. В современных путеводителях этого музея нет.
А ведь в «Печкарну» можно попасть бесплатно, но сначала необходимо зайти в здание, на проходной взять визитку хранителя музея, договориться с ним о времени посещения и привести с собой минимум пять человек.
Ирина Шульц