Начнем с определения.
Демаркетинг – это вид маркетинга, направленный на снижение спроса среди всей целевой аудитории или определенных ее групп. Погодите, но зачем снижать спрос – радоваться надо, что дела идут в гору! Однако не все так просто. В каких случаях без демаркетинга не обойтись, читайте дальше.
И так, задача демаркетинга – действительно снизить спрос, но для блага самого предпринимателя.
Представим молодого бизнесмена, который изготовил и начал продавать новый товар, – допустим, необычные сувениры. Запустил рекламу по всем фронтам и столкнулся внезапно с невиданным спросом. Он-то думал, раскупят первую партию – и хорошо, на выручку он сделает больше продукции и будет постепенно раскручиваться. Но внезапно спрос превысил предложение, и бизнесмен понял, что с такими оборотами он просто не справится. Расширять производство пока возможности нет, да и не готов он морально к этому. А значит, придется сбавить обороты – пусть даже искусственным путем. Демаркетинг в этом случае выступает как повод в руке возницы, которым он сдерживает чересчур резвого коня.
Еще пример. Вот элитный бар с крафтовым пивом, где собирается своя целевая аудитория: богема, хипстеры, высокодуховные девы, которые ведут интеллектуальные беседы под стаканчик темного хмелевого. Вдруг с мороза врываются пьяные личности и рвут эту теплую ламповую атмосферу в клочья.
Хорошо получится? Нет. Если пускать в бар всех подряд, можно потерять постоянных посетителей и ничего не приобрести взамен. Значит, надо исключить подобные элементы из своей ЦА.
Почему спрос превышает предложение?
Чаще всего такое возникает по неопытности: молодые предприниматели неправильно прогнозируют спрос, обороты и прибыль и предполагают более низкие объемы продаж, нежели получается на самом деле. Однако попасться в эту ловушку может и опытный бизнесмен: например, при запуске новой линии или позиции товара.
Также резкий скачок спроса возможен при активной рекламе на всех фронтах. Контекст, таргетинг, реклама в офлайне – предприниматель хотел как лучше, а получил небывалую покупательскую активность. Не все могут справиться с возросшим спросом, и лучшим выходом из ситуации может стать демаркетинг. Эта мера может быть временной – до тех пор, пока ситуация не стабилизируется и вы найдете выход из положения.
Чем это грозит предпринимателю?
Ничем хорошим. Слухи распространяются быстро, и конкуренты не упустят возможности воспользоваться вашим просчетом:
- Вы можете потерять клиентов: многим товар просто не достанется, его раскупят. Разочарованные клиенты уйдут к конкурентам.
- Вы можете потерять репутацию и закрепить за собой звание того, кто не справился с бизнесом.
- Вы можете потерять сам бизнес: сгоряча увеличите обороты, нарастите производственную мощность, влезете в кредиты и… не потянете.
Виды демаркетинга
Разделяют три вида демаркетинга. В бизнесе чаще всего используется активный, направленный на снижение спроса. Тот самый, о котором написана эта статья. Пассивный демаркетинг использует в основном государство, чтобы рассказать о вреде товара для потребителей. Чаще всего в невыгодном свете представляют табак и алкоголь, вредные продукты – пальмовое масло, глутамат натрия и т. д. Есть еще абсолютный демаркетинг – полное изъятие товара из продажи, если он устарел, не пользуется спросом или оказался некачественным.
Стратегии демаркетинга
1. Общий демаркетинг
Когда спрос искусственно снижается для всех клиентов, а не для выборочной ЦА.
Пример: компания повышает цены абсолютно на все, и у клиентов не остается выбора: хочешь покупай, а хочешь – ищи там, где подешевле.
Суть: брать не количеством, а качеством.
Методы: увеличение стоимости товара, отказ от рекламы.
Итог: сокращение количества клиентов, снижение оборотов.
2. Выборочный демаркетинг
Спрос снижается только для определенной ЦА. Это может быть неплатежеспособная аудитория или нежелательные клиенты.
Пример: тот самый бар, который хочет сохранить теплую ламповую атмосферу и избавиться от гопников с района.
Суть: отсеиваем ненужных, оставляем выгодных.
Методы: повышение цены, позиционирование бренда сугубо для определенной ЦА.
Итог: остаются только желанные клиенты, которые приносят реальную прибыль без особых затрат.
3. Кажущийся демаркетинг
Используется в основном в продажах дорогих товаров и услуг: ювелирных изделий, автомобилей премиум-класса, дорогих путешествий. Даже если спрос не превышает предложение, цена на товар сильно завышается, происходит его переоценка.
Пример: турагентство путешествий Hurlingham предлагает самую дорогую путевку в мире – стоит она 1,5 миллиона долларов на двоих. Тур длится два года, путешественники посещают самые известные мировые достопримечательности, проживая в роскошных отелях и перемещаясь по миру в элитных лайнерах и самолетах. На всяк товар есть свой купец: находятся люди, готовые выложить за это кругленькую сумму
Суть: у нас только для VIP.
Методы: увеличение цены, создание имиджа товара для избранных.
Итог: невыгодные для продавца сегменты рынка отсеиваются.
Честные ответы и грамотный подробный бизнес-план дадут вам понять, нужно ли проводить политику демаркетинга и к чему это приведет. В любом случае желаем удачи!
Удачи!