По умолчанию Категории портала VIKENT.RU обычно содержат материалы, начиная с «древних греков» и раньше… Если Вы намерены читать материалы по избранной Вами теме, относящиеся к концу XX – началу XXI века, то в открывшейся Категории Вам нужно просто дважды кликнуть надпись сверху-слева: Год
Психотравмы и судьба человека...
535 г. до н.э. Детство, юность и образование Конфуция
Конфуций был сыном 63-летнего чиновника и военачальника Шу Лянхэ и его 17-летней наложницы Янь Чжи. Но чиновник вскоре скончался.
«Матери здорового последнего ребёнка трудно было рассчитывать на какую-либо благожелательность со стороны первой жены и её подросших девяти дочерей, да и вторая жена также имела основания быть недовольной Янь Чжи. Для юной вдовы и её сына наступили тяжкие времена. Старшие жены ещё как-то сдерживали себя при жизни мужественного воина, опасаясь его гнева. Но после кончины Шу Лянхэ всё резко изменилось - на нарушившую моральные нормы юную женщину сыпались постоянные упреки. Дошло до того, что Янь Чжи не позволили даже сопровождать гроб с телом мужа, и она так до самой своей смерти не узнала, где же был погребён Шу Лянхэ. Обстановка, сложившаяся в семье, вряд ли способствовала нормальному воспитанию мальчика, потрясение, пережитое им в двухлетнем возрасте, наложило отпечаток на всю последующую жизнь. Душевные терзания матери, страдавшей от неправедных упрёков, не могли не ранить чувствительную душу ребенка.
И Янь Чжи нашла единственно правильный выход, вырвав сына из атмосферы всё нараставших дрязг и скандалов. Она вернулась в Цюйфу, но вынуждена была жить отдельно от семьи родителей.
17 г. н. э. Формирование патологической личности - случай Калигулы
Серия воздействий на ребёнка, с одной стороны, связанных с вседозволенностью, нарушением социальных норм, а с другой – с чувством постоянного страха, способна в будущем сформировать патологическую личность.
ПРИМЕР. «Груз императорской фамилии с самого рождения давил на сознание маленького Гая невероятной силой. Кажется, Калигула впервые начал осознавать себя, находясь в германском военном лагере своего отца. Его самоидентификация подчёркивалась, с одной стороны, крайне бережным, заботливым и нежным отношением матери (ведь они были в настоящем военном лагере, где смерть всегда рядом), а с другой - скорым осознанием собственной принадлежности к особой касте людей. Он видел своего отца, не слишком сурового по отношению к соратникам, но уверенного в себе сильного воина, великого полководца, которому верили и которого многие боготворили. В силу таких исключительных обстоятельств у маленького мальчика было множество поводов ощутить себя почти богом. Он был единственным ребёнком на настоящей войне, к тому же сыном блистательного полководца и потенциальным наследником Тиберия, солдаты и офицеры откровенно баловали его и позволяли делать всё, что вздумается, забрасывали его подарками.
1165 г. н. э. Детство Чингисхана (Темучина)
«Жизнь не много значила в Гоби. Высокие, открытые всем ветрам плато, соседствующие с облаками. Озёра с камышовыми берегами, посещаемые пернатой живностью по пути в северные тундры. Громадное озеро Байкал, овеваемое всеми демонами воздушной стихии. В ясные ночи середины зимы всполохи северного сияния, то вспыхивающие, то исчезающие над горизонтом.
Дети в этом уголке Северной Гоби не учились переносить страдания; они были рождены для них. После того как их отнимали от материнской груди и приучали к кобыльему молоку, предполагалось, что они позаботятся о себе сами.
Самые близкие к очагу места в семейном шатре предназначались взрослым воинам и гостям. Женщины, правда, могли располагаться с левой стороны, но на некотором расстоянии, а мальчикам и девочкам приходилось устраиваться где придётся.
Психофизиология
1749 г. н. э. Законы ощущений по Жюльену Ламетри
«1-й закон. Чем отчётливее действует предмет на sensorium, тем яснее и отчетливее вытекающая из этого идея.
2-й закон. Чем живее действует он на эту же материальную часть мозга, тем яснее идея.
3-й закон. Такая же степень ясности проистекает от частого повторения впечатления от предметов.
4-й закон. Чем сильнее действие предмета и чем более оно отличается от другого, или чём оно необычнее, тем живее и разительнее идея.
Часто её невозможно вытеснить другими идеями, как это испытал, по его собственным словам, Спиноза, увидав одного из рослых людей Бразилии. Такое же именно неизгладимое впечатление производят друг на друга белокожий и чёрнокожий, когда впервые увидят друг друга, так как душа долгое время созерцает необычный предмет, думает о нем и занимается им беспрестанно. Ум и глаза легко проходят мимо предметов, являющихся им каждый день. Новое растение поражает только ботаника. Из этого видно, насколько опасно внушать детям устрашающие их идеи, как, например, страх перед чертом или волком и т. п.
1768 г. н. э. Проблемы психофизиологии по Вольтеру
«В любой академии существует незанятая кафедра для непознанных истин, подобно тому, как в Афинах существовал алтарь для неизвестных богов. […]
Разве природа наших ощущений, идей, нашей памяти не остаётся пока весьма неизведанной? Как получается, что живое существо чувствует? Какое соотношение существует между известной [нам] материей и чувством?
Каким образом идея умещается в нашем мозгу? Можно ли получить ощущение, не получая при этом идеи, сознания, внутреннего свидетельства, что данное ощущение испытывается?
Каким образом животное, коему я отсёк голову, продолжает испытывать ощущения, хотя оно лишено мозга, от которого ответвляются нервы - источник всякого ощущения?
1811 г. н. э. Закон Белла-Мажанди
Чарлз Белл, на основе своих экспериментов, приходит к выводу, что существует функциональное разделение нервных ветвей спинного мозга, а именно: задние корешки спинного мозга отвечают за сенсорные (чувствительные) функции, в то время как передние корешки отвечают за моторику (движения).
Чарлз Белл не публиковал свой трактат: New Idea of Anatomy of the Brain, но распространил его среди друзей…
В 1822 году открытие Чарлза Белла было независимо подтверждено французским физиологом Франсуа Мажанди / François Magendie [1783-1855], который опубликовал свои данные в виде научной статьи.
Теория элит
1900 до н.э. Божественность фараона в Древнем Египте
«Одной из особенностей египетской жизни, хорошо заметной в письмах Хеканахте, было то, что один человек мог совмещать, казалось бы, несовместимые работы. С одной стороны, Хеканахте выполнял функции жреца «Ка» усопшего везира и делал подношения душе усопшего в дни, обусловленные посмертным контрактом. С другой стороны, по письмам Хеканахте мы видим, что он тратит бездну времени, распоряжаясь землями ушедшего в мир иной везира для того, чтобы материально обеспечить эти подношения. Таким образом, его скорее можно назвать управляющим имением, чем жрецом.
Чем выше был пост человека в египетской бюрократии, тем больше обязанностей он вынужден был выполнять.
В среде ремесленников существовало чёткое разделение труда, и это позволяло любому из них быть великолепным мастером своего дела. Мы знаем о лекарях, плотниках, ловцах птиц, пчеловодах, дворниках, изготовителях сандалий, плетёных ковриков, ладана, изделий из золота и меди, о рыбаках и многих других.
1500 до н.э. Отшельники-мудрецы и мифы Древней Индии
«В Индии эти изменения получили весьма яркое отражение в литературном творчестве раннего ведийского периода, в творчестве, результатом которого явились упанишады.
Слово «упанишада» переводится как «восседание», восседание учеников вокруг учителя, излагающего им азы традиционного учения о жертвоприношении, проповедующего о действительном смысле вселенной и сущности человеческой жизни. Позднее данный термин приобретает более широкий смысл и означает любое «тайное» учение, известное лишь избранному кругу посвящённых, независимо от того, идёт ли речь о предмете религиозном или светском. В древнейшие времена под ним, конечно, понимался некий свод религиозно-философских разъяснений: учители отдельных школ дополняли их устными поучениями по собственному усмотрению. Только главные пункты, считавшиеся обязательными для учеников, попали много времени спустя в письменные источники, получившие название упанишад.
594 г. до н.э. Разрушение власти родовой аристократии Солоном
«В основу своего законодательства Солон положил два принципа.
Первый - исполнительную власть следует доверять только людям компетентным и достойным. Второй - судьба народа должна быть в его собственных руках.
Компетентность предполагала некоторый опыт руководства, инициативы, а также определенный уровень образованности. Всё это в Афинах той поры можно было найти только в среде людей состоятельных. Кроме того, Солон полагал, что из этой среды легче избрать граждан бескорыстных, побуждаемых к общественной деятельности лишь благородным честолюбием. Наконец, занятие государственными делами, тогда ещё неоплачиваемое, требовало свободного времени, обеспеченного достатком.
Поэтому Солон разбил всех свободных граждан на четыре разряда по величине их доходов и установил, что на важные государственные должности правителей (архонтов), казначеев и сборщиков налогов могут быть избраны (по жребию) только граждане, принадлежащие к двум высшим разрядам. Вместе с тем, во избежание злоупотреблений, порождаемых бесконтрольностью и привычкой к власти, выбирать их следует только на один год и каждого - лишь однажды. При сдаче должности все они должны отчитываться в своей деятельности перед народом.
Условия и история развития России
950 г. н. э. Происхождение казачества по С.М. Соловьёву
«И в XVII веке, как в X, из общества продолжали выделяться люди, у которых «сила по жилочкам так живчиком и переливалась, которым было грузно от силушки, как от тяжёлого беремени», и которые шли гулять в поле, в степь.
Эти богатыри древности в новейшее время носят название казаков; быт, подвиги богатырей древних сходны с бытом, подвигами казаков, и народное представление верно отождествляет эти два явления, разнящиеся только именем, но и здесь народная песня уничтожает различие, называя, например, Илью Муромца старым казаком.
Мы знаем, что в эпохи образования государств выделение подобных людей и образование из них военных братств, дружин с избранным вождём, ведёт обыкновенно к образованию государства, к началу исторической жизни, исторического движения для народа; из подобных людей образуется высшее, вооружённое, народонаселение, которое так или иначе определяет свои отношения к остальной, невооружённой, массе народа. Но если государство уже образовалось и, несмотря на то, по особенным условиям, преимущественно местным, продолжается ещё выделение подобных людей и образование из них военных обществ подле государства, то это сопоставление ведёт, разумеется, к важным отношениям.
985 г. н. э. Реформы и древнеславянская государственность
«Основные вехи естественной, растянувшейся на века, капитальной, повлекшей образование древнеславянской государственности реформы таковы:
а) оформление союза славянских племен с возвышением Киева (деятельность полуэпического Кия);
б) переход княжения в Киеве и Новгороде под юрисдикцию одного князя (князь Олег);
в) расширение границ киевской Руси за Днестр, подчинение уличей, тиверцев (князь Игорь);
г) подчинение Киеву древлянской земли (княгиня Ольга);
д) присоединение земель вятичей, территорий на северном Кавказе, карпатской Руси (князья Святослав Игоревич, Владимир Святославович).
Окончательное складывание государственности (планомерное превращение городов из торговых в военно-политические центры, государственные территории) стимулировало принятое в княжение Владимира Святославовича христианство (988-989 гг.)
998 г. н. э. Введение христианства на Руси князем Владимиром
Введение христианства на Руси, как государственной религии, было начато киевским князем Владимиром Святославичем в конце X века, но по традиции - вслед за летописной хронологией - это событие принято относить именно к 988 году…
«В 988 году Владимир принял христианство. Обстоятельства, предшествовавшие этому событию и сопровождающие его, рассказываются с баснословными чертами, которые вполне свойственны устным преданиям, записанным уже довольно долгое время спустя после означенного события.
Достоверно только то, что Владимир крестился и в то же время вступил в брак с греческой царевною Анною, сестрою императоров: Василия и Константина. Крещение его, по всем вероятиям, происходило в Корсуне или Херсонесе, греческом городе на юго-западном берегу Крыма; и оттуда Владимир привёл в Киев первых духовных и необходимые принадлежности для христианского богослужения. В Киеве он крестил своих сыновей и народ.
Для продуктивной работы с Категориями, целесообразно использовать режим Сравнение
Все исследовательские темы портала VIKENT.RU