ВЦИОМ спросил у граждан РФ, что их объединяет
Накануне Дня народного единства Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) узнал у жителей России, что они считают главными символами страны, что их объединяет друг с другом. Выяснилось, что последние годы внесли в среднестатистическую картину новые штрихи.
В музыкальной части опроса обошлось без сюрпризов. Главным символом, объединяющим страну, каждый пятый респондент назвал гимн России. На втором месте песня «День Победы», набравшая 8%, на третьем – «Катюша» (7%).
Важнейшим историческим событием почти две трети опрошенных (63%) назвали День Победы (9 мая). А вот на втором месте неожиданно (неожиданно ли?) оказалось возвращение Крыма в состав России (12%). Великая Октябрьская социалистическая революция отошла на третий план (8%), а полет Юрия Гагарина, Отечественная война 1812 года и распад СССР набрали лишь по 5% голосов.
Главными символами для граждан России являются народ (9%), любовь к Родине и патриотизм (8%).
Пушкин – наше, но не всё
Основной книгой, объединяющей жителей России, опрошенные назвали эпопею «Война и мир» Льва Толстого. Другими литературными символами оказались произведения Александра Пушкина (4%) и «Тихий Дон» Михаила Шолохова (3%).
Как оказалось, литературным персонажем, который наиболее ярко характеризует образ российского человека, считается Илья Обломов из одноименного романа Ивана Гончарова (4%). В два раза меньше голосов набрали Алексей Мересьев («Повесть о настоящем человеке») , Андрей Болконский («Война и мир»), Ивана-дурак и Илья Муромец, Павел Корчагин («Как закалялась сталь»).
Комедия Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!» уверенно возглавила рейтинг фильмов, набрав 9% голосов. За ней следуют «Москва слезам не верит» (5%), «Бриллиантовая рука», «В бой идут одни старики», фильмы о войне, «Иван Васильевич меняет профессию», «Любовь и голуби», «Операция “Ы” и другие приключения Шурика» и оказавшееся в одном ряду с советской киноклассикой «Движение вверх» (по 4% опрошенных).
Главным праздничным блюдом большинство россиян считают салат «Оливье» (51%). 28% опрошенных отдали голоса селедке под шубой, 25% – пельменям. Борщ оказался на четвертом месте, сильно отстав от кулинарных лидеров (17%).
«Символы культуры не играют той роли для интеграции российского социума, которую сегодня выполняют великие исторические события и достижения государства – Победа, Крым, патриотизм, армия. К литературной классике, увы, мы стали обращаться все реже и часто первыми вспоминаем героев не столь однозначных – Обломова, Павку Корчагина, Иванушку…», – прокомментировал итоги опроса руководитель департамента исследований ВЦИОМ Степан Львов.
Опрос был проведен 18 октября среди 1600 респондентов в возрасте от 18 лет. Максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%.
Отдел патриотизма «МД»
Спасибо, что дочитали. Если вам статья понравилась, ставьте лайк и подпишитесь на наш канал.