В историческом центре современного города Керчи располагается уникальный архитектурный памятник. Большая Митридатская лестница. Несмотря на ряд не совсем удачных реконструкций и ремонтов, она по-прежнему является одним из ключевых выразительных объектов города. Лестница имеет свою непростую историю. В первой трети XIX в. среди интеллигенции города возобладала идея связать древний и новый центры Керчи.
Для этой цели в начале 1830-х гг. были привлечены архитектор А. Дигби и одесский архитектор Дж. Торичелли. Александр Дигби в соответствии с планом 1821 г. спроектировал систему площадей в приморской части города. Поместив на оси в перспективе удлиненной аванплощади монументальную лестницу, подводившую к одной из верхних террас горы Митридат, где располагался акрополь древнегреческого Пантикапея. На одной из террас Дж. Торичелли построил здание музея в виде античного храма – копии афинского Тезейона.
Большая Митридатская лестница имела значительную протяженность и, пожалуй, была одной из крупнейших лестниц юга России. Лестница имела три яруса (террасы). При ее возведении А. Дигби использовал прием обратной перспективы. Что выражалось в последовательном увеличении ярусов снизу вверх. Таким образом, архитектор смог создать иллюзию отсутствия перспективы у зрителя находящегося на площади, избежав зрительного сокращения при восприятии их с нижней террасы.
Большая Митридатская лестница была одним из центральных элементов градостроительной идеи Керчи. Ее внешний вид создаёт у керчан и гостей города особое настроение. Для достижении этой цели А. Дигби смог выбрать наиболее оптимальное место для нее в общем пространстве города. Также огромное значение имел выбор ее конфигурации. Лестница была возведена из керченского известняка ракушечника. Использовались блоки разных размеров. По всей видимости, часть камня была добыта при разборке средневековой крепости, располагавшейся в центре города.
При возведении лестницы А. Дигби смог выдержать декор, стилистику в едином архитектурном стиле, включив ряд элементов, придавших ей неповторимый вид. При возведении лестницы использовался типичный прием – ордерная суперпозиция, выработанный еще в Древней Греции. Порядок ордерных колоннад в ярусах лестницы представляет собой градацию по степени «легкости». Так, нижняя терраса лестницы оформлена с применением самого «тяжелого» ордера – дорического. На средней террасе мы уже видим ионический ордер. На верхней террасе размещался самый «легкий», торжественный ордер – коринфский. При этом самих колон не было, они «превратились» в полуколонны, пилястры.
В качестве декора замковые камни, венчавшие арки выделялись особым способом. Их украшали скульптурным изображением голов львов, так же замковые камни выделялись размерами, что придавало особый вид всей конструкции лестницы.
При отделке лестницы использовали массивные каменные поручни, декорированные балюстрады и стойки перил, что определило общий облик лестницы. В качестве стилеобразующего элемента выступало ограждение – фигурные балясины. Такой скульптурный декор свидетельствует о принадлежности лестницы к традиционному классическому направлению.
В 1833 г. на первой террасе установлены скульптурные изображения грифонов – геральдические символы города Керчи. С целью удешевления конструкции лестницы вторая и третья террасы были переработаны А. Дигби в 1837 г.
При возведении лестницы архитектор учитывал, что она должна будет выполнять не только декоративные функции. На нее возлагалась роль одной из осевых улиц, благодаря которой у горожан появилась возможность перемещаться удобно и безопасно по склону горы Митридата. Для этого было выбрано оптимальное число ступеней, их конструкция. Боковые лестничные марши имели вдвое меньше ступеней, чем фронтальные. Широкие лестничные марши связанны рядом промежуточных площадок, что позволяло легко подняться к верхней террасе.
Лестница стала связующим звеном между центральной площадью города и зданием музея на горе, а также часовней, возведенной там же над могилой И.А. Стемпковского. По замыслу А. Дигби лестница объединила в единый целостный ансамбль ряд ключевых сооружений города Керчи, введя в него в качестве мощной доминанты гору Митридат.Лестница была удобной, функциональной. А. Дигби смог при этом соблюсти стилевое и архитектурное единство.
Текст - Ю. Белик