Найти тему

«Оленьи люди». Часть 1

Эвенки — народ, населяющий Восточную Сибирь, Монголию и северо-восток Китая. Как они себя называют — орочён, что значит «оленьи люди».

В эвенском языке выделяют три диалекта: северный, южный и восточный, а сам язык относят к северной ветви тунгусо-маньчжурской группе алтайской языковой семьи. От Енисея до Амура простирается традиционная территория проживания эвенков.

-2

В забайкальской зоне эвенки занимались преимущественно охотой и оленеводством. Эвенки объединялись в кочевые группы по 2-3 семьи. Для которых жилищем служили шестовые чумы, укрываемые зимой оленьими шкурами.

В традиции народа главную роль играет шаманизм и вера в духов, которые выделяются сложным обрядовым комплексом. В шаманизме все силы природы обожествляются, а на множество богов и духов может влиять шаман, который устанавливает с ними контакт. Шаманские практики делились на обрядовые, гадания и изготовление защитной атрибутики.

-3

По верованиям, мир создан высшими силами и разделен на три уровня: небесный, земной и подземный. В каждом из миров главенствуют свои боги и духи. Также у каждого природного объекта: горы, леса или озера есть свой дух покровитель, а животные и люди наделены душами. Поэтому эвенки чтили животных, а при убийстве добычи просили у нее прощения.

Шаманы являлись посредниками между миром духов и людьми. Именно они могли привлечь удачу на охоте, предсказать будущее или отогнать хворь. Важную роль играли атрибуты шамана — его костюм в подвесках, шаманский бубен исписанный рисунками, колотушка, традиционная маска с рогами.

-4

Особым ритуалом считалось камлание — путешествие шамана между мирами, в котором его сопровождали духи-хранители. Действие сопровождалось под определенный звуковой ритм бубна и пение шамана. Все участники обряда знали свои роли и что необходимо делать для совершения законченного ритуала. Своим пением шаман собирал всех духов предков вокруг себя и отпускал их, только по завершению камлания.

-5

Множество легенд и преданий хранит этот народ. Вот одна из легенд о смене дня и ночи рассказанная Н.И. Антоновым из рода Чакагир:

“Это было давным-давно, когда земля еще не разрослась и была совсем маленькой, но на ней уже появилась растительность, жили животные и люди. В то время не было ночи, солнце светило круглые сутки. Однажды в осенний день лось-буга (лось-самец во время гона) схватил солнце и побежал в сторону неба. Лосиха-матка (эннын), ходившая с лосем побежала за ним. На земле наступила ночь. Люди пришли в замешательство. Они не знали, что делать. В то время среди эвенков жил знаменитый охотник и силач Мани. Он единственный из эвенков не растерялся. Взял лук, позвал двух охотничьих собак и побежал вдогонку за лосями. В это время лоси удалились и бежали по небу. Собаки Мани быстро нагнали и остановили их. Лось, видя, что от собак вдвоем не уйти, передал солнце лосихе, а сам побежал отвлекать собак. Самка, улучив момент, резко повернулась и побежала в сторону севера к небесной дыре, чтобы скрыться от преследователей. Подоспевший Мани застрелил лося, но солнца у него не оказалось, Догадавшись, что лось передал солнце лосихе, он стал искать ее глазами по небу и увидел, что она уже близко от небесной дыры и может скрыться. Тогда он стал стрелять в нее из своего богатырского лука. Первая стрела легла в двух промерах ее туловища спереди, вторая – в одном, третья точно угодила в цель. Как только Мани отобрал солнце и вернул его людям, все участники космической охоты превратились в звезды. С тех пор происходит смена дня и ночи и космическая охота повторяется. Каждый вечер лоси выкрадывают солнце, в свою очередь, Мани гонится за ними и к утру возвращает людям солнце”.

В этой части представлена лишь небольшая доля культуры эвенков, но все это уже дает представление о быте и веровании древнего народа.