Найти тему
Музыка и Жизнь

Эдвард Григ - обыкновенный гений

Вторая половина XIX века дала маленькой Норвегии сразу вдруг несколько мировых величин в искусстве. Это художник Эдвард Мунк, один из первых экспрессионистов в принципе, замечательный писатель, предтеча европейского модернизма Кнут Гамсун, его собрат по перу драматург Генрик Ибсен и композитор Эдвард Григ.

Фигура Эдварда Грига из этих четырёх столпов для меня стоит особняком. Надо иметь бездну природного таланта, чтобы стать мировой знаменитостью в музыкальной провинции на фоне блестящих коллег, имеющих школу, основанную на всей музыкальной традиции Южной и Средней Европы. Впрочем Григу сильно повезло, будучи сыном богатых родителей он поехал совершенствовать свои врождённые навыки (играть на фортепиано он начал в четыре года) в Лейпцигскую консерваторию, незадолго до этого основанную ещё одним самородком Феликсом Мендельсоном.

Секрет музыки Эдварда Грига, на мой взгляд, заключается в том, что во-первых, его талант максимально избежал влияния устоявшейся канонической европейской классической школы, а во-вторых, в середине 60-х годов XIX века он пережил некоторое озарение, которое заставило его черпать вдохновение в норвежском народном творчестве, о чём сам в автобиографии писал: У меня точно глаза раскрылись! Я внезапно постиг всю глубину, всю ширину и мощь тех далеких перспектив, о которых не имел до того понятия; тут лишь я понял величие норвежского народного творчества и собственное мое призвание и натуру.

Народное творчество, оно фактически не имеет национальности. За многие века через многотысячное народное сито просачиваются только самые лучшие образцы. Отсюда, наверное, и происходит невыносимая простота мелодий Грига, которые меня постоянно цепляют за душу. Эдвард Григ - мелодический гений, и его огромная заслуга, кроме того, состоит в том, что он, опираясь на народное творчество оформил его в традициях классической музыки. Можно оценить его мелодические и композиционные таланты на примере его двухчастной сюиты "Пер Гюнт" Peer Gynt (1875), мелодии из которых, думаю, знакомы всем без исключения. Одна из них не может до сих пор оставить в покое рок-музыкантов, которые постоянно делают свои прочтения в кавер-версиях. Поскольку среди читателей блога много поклонников рок-музыки, то придётся им читать статью до конца. А откроем сюиту потрясающей свежей оптимистичной композицией "Утро" (Morning Mood)

Удивительно светлое произведение с простой и красивой мелодией. Я заметил, что сейчас её исполняют в более быстром темпе, чем в те времена, когда я учился в музыкальной школе - наверное таково веление времени. Того же Баха при его жизни исполняли совсем в другой манере, нежели сейчас, вообще классическая музыка гораздо больше вариативна, чем обычно считают - там существует бездна прочтений одних и тех же произведений.

Отмечу мастерское владение Григом крещендо в кульминационных моментах этих коротеньких сюит, музыка накатывает волнами, вызывая непередаваемые эмоции. После светлой и оптимистичной пьесы "Утро" идёт вторая часть сюиты - "Смерть Озе" (Death Of Ase). Одно из самых драматичных произведений мировой классической музыки, наряду с "Реквиемом" Моцарта.

На редкость простой мелодический рисунок, а как масштабно преподнесён. Музыкальный образ лаконичен, пьеса короткая - всего сорок пять тактов, но звучит очень глубоко. Рефрен, исполненный в разном звучании, завораживает.

Тут следует остановиться на истории создания "Пера Гюнта". Вообще это пьеса, которую написал сорокалетний Генрик Ибсен в 1867 году. Пьеса жутковатая, в стиле Гофмана. Её населяют, как фольклорные персонажи - уродливые и злые, так и рядовые крестьяне - под стать мифологическим персонажам. Пьеса строится вокруг скитаний протагониста Пера Гюнта от родной Норвегии до Сахары, Америки и Египта, пока не находит покой опять в Норвегии. Среди персонажей пьесы представлены тролли, ведьмы, гномы, кобольды. А также совсем уж абстрактные - Голос из мрака, Птичий крик, Сфинкс, Некто Сухопарый и т. п. В Скандинавии пьесу приняли совсем негативно, её критиковал сам Г.-Х. Андерсен, однако Ибсен не оставлял надежд на её последующие постановки, ибо видел в своей пьесе нечто большее, чем современники. И он обратился к Эдварду Григу (тому тогда было 30 лет) с просьбой сделать музыкальное сопровождение, на что тот, будучи большим почитателем Ибсена, сразу согласился. В итоге именно сюита прославила пьесу, а не наоборот. После оглушительного успеха сюиты пьеса обрела переосмысление и второе рождение.

Следующий фрагмент - "Танец Анитры". По сюжету Анитра это дочь вождя бедуинов, которую пытается украсть Пер Гюнт во время своих странствий, Интересно, как представлял себе восточные мотивы стопроцентный северянин Эдвард Григ - а он для этого использовал всевозможные музыкальные украшения. Звучит треугольник и скрипичное пиццикато, что подчёркивает изящество девушки. Используются трели, форшлаги и динамические нюансы, создавая прихотливую мелодию при довольно простом ритме

Лично я вижу определённую схожесть в мелодике Эдварда Грига и нашего Петра Ильича Чайковского. Они, кстати, были лично знакомы и очень высоко друг о друге отзывались. Дело не в том, что кто-то на кого-то оказал влияние, а скорее в новом подходе в классической музыке к концу XIX века, когда она переживала определённый ренессанс и сильно посвежела. Также оба маэстро были глубоко лиричными композиторами. Чего стоит хотя бы "Песня Сольвейг" из Пера Гюнта. По сюжету Сольвейг - невеста Пера. от которой он сбежал в странствия. но которая в итоге его дождалась в родных фьордах. Пока ждала - тосковала и пела эту песню. Интересна структура песни - она начинается короткой инструментальной прелюдией в другом размере, которая повторяется только в конце. Затем по бережный аккомпанемент арфы и деревянных духовых звучит куплет. По мнению музыкальных специалистов, Григу удалось в сжатой форме собрать обороты присущие норвежским и шведским народным мелодиям. В середине песни звучит другая мелодия, близкая к скандинавскому народному танцу спрингар, затем куплет повторяется. Это единственная часть сюиты, где предусмотрен вокал

Ну и наконец, поскольку большинство читателей моего блога любители рок-музыки, представлю знаменитую "В пещере Горного Короля" - это последняя часть первой сюиты Пера Гюнта (всего в обеих сюитах восемь частей). Мелодия практически примитивная, но, опять же, преподнесена гениально. На самом деле музыкальные знатоки утверждают, что мелодия заимствована у народной шотландской песни, прямо процитирована. Сама композиция построена по принципу болеро - начинаясь совсем тихо, еле слышно, в нижнем регистре контрабасов и фаготов мелодия постепенно разрастается до исполнения все оркестром. При это нарастает и сила звука, под конец мелодия фактически превращается в марш, который звучит чрезвычайно мощно. Одновременно с силой звука нарастет и темп. Вообще произведение совершенно нехарактерно для классической музыки современников Грига

Именно эта композиция полюбилась рок-исполнителям своей безусловно примечательной структурой и мощью. Первыми, между прочим, разглядели это The Who и записали бонус-треком к своему альбому The Who Sells Out в 1967 году, затем были ELO (1973), Рик Уэйкмен (1974), Rainbow (1995), Apocalyptica (1999) и десятки других, менее известных, включая наши "Апрельский Марш" и НОМ

Лично мне больше всех нравится вариант Electric Light Orchestra, он без вокала, как оригинал, с использованием классических инструментов (струнные, рояль) и по структуре максимально близко к оригиналу Грига. Ну и ELO есть ELO

В заключение вернёмся к Эдварду Григу и его Перу Гюнту. Генрик Ибсен был так впечатлён музыкой композитора, которую он заказал для своей пьесы, что решил сделать Эдварда соавтором и разделить весь гонорар пополам.

И ещё такая деталь. Первоначально сюита имела 28 (!) частей, но до нас дошли только восемь, остальные считались утраченными до восьмидесятых годов, когда внезапно нашлись. Меня всё время удивляет какая-то легкомысленность по отношению к великим классическим композиторам. То Баха впервые напечатают через сто лет после его смерти, да и то благодаря энтузиазму даже не композиторов и музыкантов, а биографа! То Реквием Моцарта "потеряют", варварски допишут в шесть рук на коленке прямо поверх оригинала, потеряют, опять найдут и запутаются в том кто и что написал. То вот лучшее произведение Грига, при том, что он к моменту его выхода был уже звездой первой величины и умер только через тридцать лет. Но как можно потерять партитуру большей части Пера Гюнта, целых двадцать частей!? Её не издавали что-ли? Вопросы, вопросы...