Советский танк Т-72 стал нарицательной машиной. Пожалуй, нет более стойкой ассоциации с танкостроением Страны Советов, чем тагильский танк. Машина была разработана в далеком 1973 году, но его потенциал позволяет модификациям Т-72 по сей день оставаться основой бронетанковых сил почти 50 стран мира. Это делает его самым массовым ОБТ второго поколения. Об истории создания и богатом боевом пути Т-72 написано множество книг, поэтому сегодня мы не будем повторяться, а сконцентрируемся на том, что обычно скрыто от глаз обывателя - внутренних объемах.
Экипаж танка состоит из трех человек: механика-водителя, наводчика и командира. Традиционно для танков советской школы, позицию заряжающего заменяет автомат заряжания. Среди прочего, он позволил компактно скомпоновать машину, сделав ее значительно меньше, чем западные аналоги. За годы производства были созданы десятки модификаций Т-72: как российских\советских, так и зарубежных. По этой причине характеристики и «комплектация» машин, если можно так выразиться, различаются. В этом тексте же мы поговорим о тех элементах, которые являются неизменным атрибутом данного танка.
Механик-водитель
Этот член экипажа расположен в передней части корпуса по центру. Танк приводится в движение дизельным V12 семейства В-46. В зависимости от модификации он развивает мощность до 840 сил. С ним работает две трансмиссии на 7 передач вперед, и одну – назад.
Наблюдения за дорогой производится посредством прибора ТНПО-168 с системой гидропневматической очистки стекол. По бокам от его визира установлены лампы сигнализатора выхода пушки за габариты корпуса. Сидение водителя установлено в конструктивном углублении, что позволяет занимать положение сидя, а не полулежа, как в более высоком M1 Abrams. За сидением в днище расположен эвакуационный люк.
Справа и слева от места механика-водителя расположены топливные баки (справа дополнительно установлен бак-стеллаж). Управление классическое – двумя рычагами и тремя педалями (сцепление, подача топлива, стояночный тормоз). Также в боевом отделении установлены баллоны со сжатым воздухом для запуска двигателя.
Наводчик
В башне, слева от казенной части пушки, расположен оператор 125-мм орудия 2А46. Перед наводчиком установлен пульт управления автоматом заряжания, прицел-дальномер, окуляр ночного прицела и наблюдательный прибор ТНП-160.
Слева на башне находится индикатор количества выстрелов, переговорное устройство ТПУ-А2 и механизм поворота башни с азимутальным указателем. Люк наводчика получил разъем под установку трубы для подводного вождения.
На большинстве модификаций устанавливается прицельный комплекс 1А-40-1, включающий ночной прицел ТПН 1-49-23 и прицел-дальномер ТПД-К-1 (ранее – ТПД2-49). Тем не менее, именно в СУО заключается большинство видимых изнутри различий модификаций Т-72.
Командир
Второй обитатель боевого отделения – командир, расположенный справа от казенной части орудия. Перед ним и справа на башне находится стопор орудия, радиостанция Р-173М и устройство внутренней связи ТПУ А-1. Там же установлен пульт загрузки АЗ и карданный вал привода командирской башенки.
Спереди, у ног командира находятся баллоны ППО и бак-стеллаж. После исчерпания боекомплекта в конвейере автомата заряжания, командир выполняет функции заряжающего. Над головой командира в крыше находится башенка с прибором наблюдения ТКН-3. Дополнительно, для обзора используется пара перископических приборов ТНП-160. На комбашенке также установлен зенитный пулемет НСВ-12,7.
Горизонтальная укладка снарядов в автомате заряжания позволяет командиру и наводчику относительно беспрепятственно перемещаться между боевым отделениям и отделением управления.
Спасибо за внимание! Надеюсь, вам понравилась виртуальная «экскурсия» по легендарной машине. Если это так – не забудьте поставить палец вверх, подписаться на наш канал. По ссылкам ниже – подобные обзоры на внутренние объемы легендарных машин:
-Рабочие места экипажа немецкого Pz.Kpfw IV
-Внутри истребителя танков Jagdtiger
-Советская легенда: внутри танка Т-34