Наш детский сад имеет государственную аккредитацию. Мы работаем по той же программе, что и большинство государственных дошкольных организаций города, да и страны. Нас проверяют и контролируют те же организации и структуры, что и муниципальные садики. А зарплата ниже. Так что же там привлекательного с точки зрения педагога?
Несколько слов о зарплате
Зарплату педагогов принято обсуждать в негативном ключе. Я знакома со статистикой и знаю, что всё печально, но в московском регионе заработать хоть сколь-либо вменяемые деньги в этой отрасли возможно. Правда, для этого придётся пройти невообразимый квест под названием "аттестация педагогических кадров". Первые 2 года аттестоваться нельзя, и заработная плата на этот период составит 17.000 рублей. Добавят, конечно, премиальных выплат, но вычтут подоходный и за обязательный профсоюз. 19 тыр - это вот прямо уже хорошо.
Тем, кто сумел пережить эти 2 года и не уйти, позволят на бумагах, но не на деле подтвердить свои умения. После аттестации - о счастье! - зарплата вырастет сразу на 10 000 и премии тоже подрастут.
Я вдобавок организовала и вела несколько кружков дополнительного образования в своём же детском саду - аккурат тема моей диссертации. За это получала дополнительный доход, и сумма выходила вполне приличная.
Буквально через 2-3 месяца после аттестации меня позвали на работу в частный детский сад. Там предлагали сдельную оплату труда по количеству фактически отработанных за месяц дней. То есть в некоторые месяцы я получаю даже больше, чем в муниципальном, но в январе и мае - существенно меньше. Среднегодовой доход в итоге сократился. Но я перешла туда не задумываясь ни на секунду! И вот почему.
Что я получила, сократив доход
1. Отсутствие бюрократии. И в школах, и в детских садах педагогов поставили в такую ситуацию, что дети очень мешают работать. На любое действие необходимо составить несколько бумаг: запланировать его, обосновать, а затем составить отчёт. Любое действие, даже если вы хотите просто в мячик с ребятнёй на прогулке поиграть. С одной стороны, планирование - штука полезная, я часто ей пользуюсь. Но с другой - в сфере образования эта идея доведена до абсурда.
Частный сектор от такого вороха бумаг избавлен. И вот ведь что поражает - вообще без потери эффективности! Получается, что планы и отчёты пишутся только ради собственно письма. Не ради детей, нет.
2. У меня есть помощник. В государственном саду он тоже вроде как был - знаменитые "нянечки". Ей в обязанности вменялось принести и разложить еду, убрать и помыть посуду, убрать и помыть всю группу, включая спальню, туалеты и пыль в труднодоступных местах. Человеку просто не до детей! Это клининговая трудовая единица, к детям не имеющая вообще никакого отношения (разве что прикрикнуть - дети в саду многим мешают работать) - с ними воспитатель справляется один.
В частном саду клининговые и поварские задачи отданы на аутсорс. Этим занимаются разные специально нанятые для этих целей люди, а помощник воспитателя действительно помогает воспитателю. И это сложно переоценить!
3. Я не чувствую себя нищенкой. Да, доход снизился, но я не об этом. В муниципальном детском саду мне приходилось думать о материально-техническом оснащении сада. Чем покрасить веранду и как это сделать? Когда, чем и как мыть окна? Вся ли мебель в группе закреплена и кто сможет её передвинуть? Во что будут играть дети и всем ли хватает шкафчиков, кроватей, матрасов, стульчиков, пластилина, туалетной бумаги... Чем няне мыть посуду и полы? Это всё он, многорукий воспитатель должен решить. Для этого приходилось просить деньги у родителей. Именно там я узнала, сколько стоит построить забор вокруг участка и сколько получится, если эту сумму разделить на 32 семьи. И что "можно сделать" с многодетными и малоимущими. А я не хотела этого знать! Если бы хотела, работала бы на другой должности.
4. Я не делаю чужую работу. Не сажаю цветы и не крашу детские площадки. Не протягиваю электричество на участки (да, и так бывает). Не чиню окна, не белю потолок. Ах, как же много я успела за те 2,5 года! И как оставалось время на детей? Точно, не оставалось же.
5. В моей работе стало больше детей. Не в смысле количества (оно-то как раз уменьшилось до комфортных 20 максимум), а в смысле качества. Я могу уделить каждому из них больше внимания, а значит - лучше узнать каждого, привязаться, вовлечься. Так гораздо приятней и эффективней работать.
6. В моей работе стало больше педагогики. И не теоретической, на бумаге, а практической. Я могу не только сама выбрать методику в дополнение к основной программе, но и спокойно заказать необходимые для её реализации пособия. Я могу делить детей на подгруппы или проводить индивидуальные занятия в зависимости от потребностей каждого из воспитанников. Мы организуем амбициозные проекты, проводим красочные утренники и открытые занятия. Насыщенная игровая среда позволяет направлять свободную деятельность ребят в интересные русла, наблюдать и узнавать. Да я сама частенько там увлечённо играю - уж больно хороши игрушки и игры.
7. Родители гораздо спокойнее. Меня многие пугали: "Как ты будешь работами с "Такими" родителями? Они, наверняка, очень требовательны". Требовательны, конечно, какой же из заботливых родителей другой?
Но люди изначально настроены доброжелательно. В муниципальном саду воспитателя преследует презумпция виновности - от тебя постоянно ждут и бояться подвоха и всяческих страшилок. Доверяют часто с трудом, сначала, вроде, опасаются. А в частном саду доверие к педагогу в профиците, и его требуется лишь не растерять. Ну, и видеокамеры на каждом шагу способствуют спокойствию, видимо. Кроме того, в контингенте отсутствуют маргинальные семьи. Я уже писала, как меня грозились застрелить вместе со всеми членами семьи и как мы с коллегами отправляли в детдом девочку из семьи двух женщин-наркоманок. Воспоминания на всю жизнь, и не из приятных. Тут такого не бывает.
8. Я чувствую себя в большей безопасности. И речь не только об угрозах со стороны странных взрослых. Воспитатель детского сада несёт уголовную ответственность за жизнь и здоровье каждого из воспитанников.
Жуткая история в тему: одна из моих коллег расчищала снег на площадке детского сада, когда рядом с ней оступился и упал ребёнок. Он соскользнул прямо под лопату и чудом сохранил зрение. История длинная, печальная, но с хорошим концом. А самое интересное - слова руководителя после инцидента "Ну, вы ещё скажите, что это я заставляла вас снег чистить". Конечно, это вроде как была инициатива педагога... Я рада, что могу снег не чистить, а дочищать - детскими лопатками вместе с маленькими помощниками.
9. Я наконец получила место для самоактуализации. Педагогика для меня - второе высшее образование. Я осознанно шла работать с детьми, и очень люблю это делать, развиваться в этом направлении. Не знаю, смогла бы я в итоге продраться сквозь особенности государственного образования - силы были уже на исходе.
Да, я пишу это не для того, чтобы сказать, будто все частные образовательные организации лучше всех государственных. Я просто желаю всем родителям счастливых педагогов, которым мы доверяем будущее своих детей.
Ссылки:
История про "застрелю!" и девочку двух наркоманок.
Про видеонаблюдение в детском саду.
Слежка за воспитателем: стоит ли и как осуществить.