В интервью нашему корреспонденту логопед Елена Карташева, которая стала победителем областного конкурса профмастерства, дала советы для родителей, как поставить малышу правильную речь.
Напомним, что восемь лет Елена Карташева работает с детьми дошкольного возраста. Она получила высшее образование по специальности учитель-логопед, специальный психолог. Свою деятельность она начала учителем-дефектологом в детском саду для детей с нарушениями зрения. Три года назад поступила на работу в пензенский детский сад № 21 «Колосок».
- В чем основная задача логопеда?
Логопед – это человек, который исправляет нарушения речи. А речь, как известно, имеет огромное значение в современном мире. Она просто необходима человеку для социализации в обществе, общения и обучения. С каждым годом моя профессия все более востребована. Многие дети нуждаются в коррекционной помощи.
- С какого возраста необходимо обращаться за помощью к логопеду?
Раньше было мнение, что занятия с логопедом необходимо начинать с 5 лет. Считается, что к этому времени ребенок должен овладеть всеми звуками. Но сейчас эта тенденция теряет свою актуальность, потому что все чаще встречаются дети в возрасте трех лет, которые совсем не говорят. В этом случае необходима ранняя помощь логопеда, потому что это задержка речевого или психо-речевого развития. И малышу без профессиональной помощи сложно ее преодолеть.
- С какого возраста ребенок должен уметь разговаривать?
К году ребенок вполне способен заговорить. В среднем активный словарь ребенка насчитывает от трех до пятнадцати слов. В 1,7 года малыш уже может строить простые фразы, типа – «мама, дай». Однако, с каждым годом речь детей, к сожалению, становится все хуже.
- Как вы считаете, с чем это связано?
Плохое развитие речи может иметь ряд причин. Кто-то говорит, что это связано с экологией, возможно, с неудачной беременность, возрастом мамы, неврологическими проблемами малыша. Также наш мир заполонили гаджеты, которые не всегда положительно влияют на развитие речи. Родители меньше читают, меньше разговаривают с ребенком. Поэтому к трем годам у малышей зачастую скудный словарный запас.
Коррекция тяжелых речевых нарушений – это не только работа логопеда, здесь необходимо комплексное воздействие всех специалистов: невролога, назначающего медикаментозное лечение, массаж или физиопроцедуры; нередко важна помощь остеопата или ортодонта.
- Сколько детей с нарушениями речи в вашем детском саду? И как вы с ними работаете?
У меня разновозрастная группа компенсируюшей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Десять из них в возрасте 5-6 лет, еще девять на год старше. У моих воспитанников, кроме нарушений звукопроизношения, есть проблемы с лексико-грамматической стороной речи, связной речью. Работа ведется по лексическим темам совместно с воспитателем. На неделю у нас берется одна тема, например «Ягоды», о которых мы разговариваем на занятиях. Проговариваем грамматические категории, например «одна ягода – много ягод». Или «скажи ласково: малина – малинка». Составляем описательные рассказы. Развиваем речь детей, чтобы она была более насыщенной, эмоционально окрашенной и в тоже время грамматически верной. В это время воспитатели работают с детьми по этой же теме: рисуют и лепят ягоды, читают художественную литературу. У нас есть папка взаимодействия, где я даю воспитателям дополнительные задание на закрепление изученного материала. Кроме того, в группе проходят индивидуальные занятия с каждым ребенком на постановку и автоматизацию звуков.
- Какие бы советы вы дали родителям для занятия с такими детьми дома?
Артикуляционная гимнастика – это база, которая поможет родителям. Сейчас в интернете есть много материалов по этой теме, интересные задания. На занятиях логопед отрабатывает с детьми много артикуляционных упражнений, которые также можно делать дома перед зеркалом и под наблюдением родителей. Также очень важна дыхательная гимнастика. Это то, без чего невозможно представить постановку звуков.