Концептуальные вопросы мы рассмотрели в первой части. В этой статье будут конкретные советы и список достойных гитарных производителей.
Ошибка 1. Учебная гитара может быть самой простой
Это стопроцентное заблуждение. Покупайте для учебы максимально хороший инструмент в полной комплектации, без дефектов и необходимости ремонта. Разумеется, чтобы выбрать инструмент, придется прибегнуть к помощи разбирающегося друга. Но и в рамках моих статей вы найдете полезные конкретные советы (и в этой статье тоже).
Неисправный, неудобный инструмент отбивает охоту заниматься. А гитара с плохим тембром не воспитает в будущем музыканте чувство правильного гитарного звука.
Ошибка 2. "Куплю эту гитару, а у нее гриф винтом пойдет"
Гриф винтом — это дефект гитары, когда гриф из-за некачественной древесины или неправильных условий хранения гитары теряет правильную геометрию и коробится вокруг продольной оси.
Во-первых, такое случается предельно редко. За всю жизнь я видел только две гитары с таким дефектом, хотя играл не менее чем на сотне инструментов. И это были изначально отвратительные китайские ноунейм гитары.
Во-вторых, это поправимо в гитарных мастерских (хотя и не дешево). От "грифа винтом" вас на 99,9% страхует покупка инструмента под брендом крупного производителя с хорошей репутацией (их список я приведу в конце статьи).
В третьих, если гитара хранится в правильных климатических условиях — при влажности не менее 30% и температуре не выше 26 градусов, а также не мерзнет в багажнике целыми днями, ничего страшного с деревом не случится.
Ошибка 3. Для каждого стиля музыки существует строго определенная гитара
Это заблуждение, хотя и не окончательное. Традиционно сложилось, что когда в моду входили новые жанры музыки, мировые производители "подстраивались" и выкатывали для фанатов новые модели. Только вот принципиально нового, на самом деле, никто и не придумывает. Например, когда получили популярность грандж и Nirvana, в моду вошли оффсет-гитары типа Fender Jaguar и Mustang Курт Кобейн играл на подобных, поэтому продажи резко подскочили. Только вот модель разработали еще в шестидесятых...
Строго говоря, пригодный для любого стиля тембр можно получить из любого инструмента. Хотя, конечно, профессионалу следует искать аутентичный саунд — для гитарного джаза, например, привычны большие полуакустические гитары "банки", для кантри — гитары типа Telecaster, рок-музыку трудно представить без Stratocaster, Les Paul, Firebird, SG. Из всех правил есть исключения.
Особняком стоит очень тяжелая музыка современных жанров. Для того, чтобы адекватно звучать в этой музыке, у гитары должна быть особо мощная электроника, а то и дополнительная 1-2 струны, плюс удлиненная мензура (рабочая длина струны) для того, чтобы можно было играть в пониженном строе. Ну, в общем, если вы хотите учиться и еще не совсем определились, что же будете в дальнейшем играть, следует начинать с одной из классических моделей или их вариаций.
Также неадекватным можно считать разделение гитар на "ритм-гитары" и "соло-гитары". Никакой связи между маркой и моделью гитары и ее пригодностью только для ритм-партий и соло-партий нет и быть не может. Хотя некоторые нюансы конструкции действительно могут помочь сделать соло-партии более хитрыми (например, так называемые тремоло-бриджи, выключатели типа "киллсвитч" и тд).
Итак, что же купить?
Для начала определимся: в мире есть несколько устоявшихся конфигураций электрогитары, своего рода "золотой стандарт". Эти модели сначала производила какая-то одна компания, затем подхватили остальные и принялись копировать более-менее точно или с отклонениями от "стандарта". Давайте разберемся, чем же электрогитары отличаются между собой, то есть некий набор совокупных качеств и как они влияют на звук. Подробнее о каждом из этих параметров я расскажу в следующих статьях. Внимание! Все, что будет написано ниже, это некий "середнячок", то есть самые базовые сведения, уместные для большинства гитар. И приправлена эта информация моим личным мнением о пригодном для новичка.
1. Дерево корпуса, накладки корпуса (топа), грифа и накладки грифа.
Здесь возможно огромное количество вариаций. Наиболее универсальным вариантом в общем случае является гитара с ольховым корпусом, кленовым грифом с палисандровой накладкой грифа. Гитары в таком исполнении встречаются и в самом низшем ценовом диапазоне, и по цене нового Лэнд Крузера. Звук такой гитары в меру сфокусирован, ярок и уместен в любом стиле, кроме того ольховые гитары легко держать на плече — масса невелика.
На звук сильно влияет и способ крепления грифа: опять же в общем случае привинченный гриф делает звук острее и ярче, вклеенный — более густым, мощным и тягучим.
2. Количество ладов на грифе и мензура.
Честно говоря, тут и обсуждать особо нечего. Чтобы понять, какие конкретно параметры вам подходят, надо перепробовать немало гитар и недурно уметь играть. Юниору задумываться об этом незачем.
3. Конфигурация электроники.
Звукосниматель (датчик, звучок) формирует тембр инструмента, но не так уж и значительно, как некоторые новички считают. Основных разновидностей звукоснимателей две — сингл и хамбакер. В общем случае первый представляет из себя узкую коробочку, а второй — как бы коробочку удвоенного размера. Особенности конструкции таковы, что сингл дает более яркий, верхастый сигнал, а хамбакер звучит мощнее и несколько сдавленнее. Есть заблуждение, что синглы дают сильный шум, а у хамбакеров этого шума нет вовсе. Запомните: качественные звукосниматели, правильно установленные и исправные, сколь-нибудь заметно фонить не должны.
На практике для учебы часто выбирают гитару с максимумом вариаций звука, например с двумя синглами и одним хамбакером на борту. Или с двумя хамбакерами и одним синглом. Есть и более экзотические звукосниматели: "липстик", P-90 и другие. О них в другой раз.
4. Форма корпуса и тип покрытия.
Тут все просто — берите гитару, которая будет радовать вам глаз и слух. Определенных рекомендаций ни по форме, ни по покраске быть не может. Есть мнение, и оно довольно правдоподобно звучит, что гитары, у которых сквозь лак проступает структура дерева, сделаны из лучших заготовок древесины, чем покрашенные "наглухо". Это справедливо, конечно, только для бюджетных инструментов с минимальным контролем качества.
5. Тип струнодержателя (бриджа)
Струнодержатели бывают подвижными (тремоло-системы) и фиксированными. Это довольно сложные устройства точного машиностроения. Наверняка можно сказать, что если гитара дешевая и простая, то лучше брать инструмент с фиксированным бриджем, так как его проще настраивать и обслуживать.
Тремоло же дает такую фишку: покачивая специальный рычаг во время игры, можно заставить ноты "плавать", "вибрировать" (другое название таких бриджей — "вибрато-система"). Это прикольно. Самой навороченной тремоло-системой можно считать Floyd Rose, но новичку даже струны будет менять на ней непросто. Так что в магазине можете попросить гитару с тремоло типа stratocaster, оно значительно проще, хотя и качается не с такой сумасшедшей точностью и амплитудой, как Floyd Rose.
По азам пробежались, в следующих статьях остановимся на всей этой истории подробнее.
А пока, вот вам обещанный список из пяти марок, из которых уже можете начать выбирать себе первую гитару. Это хорошо себя зарекомендовавшие производители, в ассортименте которых есть достойные инструменты за скромные деньги, мой личный топ-5 (хотя сам я давно играю на инструментах куда более дорогих, чего и вам желаю, но всему свое время).
Выбирайте из этих: Ibanez, Epiphone, Schecter, LTD by ESP, Yamaha.
Палец вверх, подписывайтесь! Публикации каждый день!