Пермь – крупнейший на берегах Камы город Западного Урала – была основана как поселок при медеплавильном заводе в 1723 году историком, географом и экономистом Василием Татищевым, памятник которому находится в историческом центре города. Через 50 лет после основания Пермь уже становится сердцем огромной провинции и входит в число ключевых административных центров Предуралья.
Сохранившихся культурных объектов «Века просвещения» здесь наберется не более пяти. Зато начало XIX века с его культурным и экономическим расцветом ознаменовано появлением крупнейшего в городе Спасо-Преображенского кафедрального собора, ротонды, дома Благородного собрания и Всехсвятской церкви. Затем строятся дом Мешкова, городской театр, кирха, костел, здание Мариинской женской гимназии и другие уникальные архитектурные сооружения.
Сегодня, учитывая интерес туристов, особенно в период навигации, когда 13 маршрутов крупнейшего круизного оператора в России «ВодоходЪ» по Каме включают заход в Пермь, городская администрация разработала специальный пешеходный маршрут, помеченный нанесенной на асфальт ярко-зеленой полосой. Это указатель направления следования к более чем четырем десяткам примечательных зданий и монументов.
А можно поступить иначе и начать осмотр достопримечательностей с памятника Медведю, установленного напротив ЦУМа, что очень созвучно с представлениями иностранцев, что мол, в России по улицам медведи гуляют… На самом же деле Медведь, по замыслу авторов проекта, олицетворяет образ Перми на городском гербе.
Здоровенный монумент из искусственного камня называется «Легенда о Пермском медведе», но в местном обиходе он значится просто «памятником медведю» или «Мишкой у ЦУМа». Следует обязательно потереть косолапому нос и загадать желание. А если взобраться мишке на спину и сделать эффектное фото – рекордное количество «лайков» вашей страничке в социальных сетях гарантировано.
«Самым странным» российским памятником» по версии журнала «Русский мир» без малого десять лет назад была признана скульптурная композиция «Пермяк - соленые уши».
Между тем, пермяков это не смущает. Известно, что солеваренный промысел был когда-то главным источником доходов большинства горожан, как и многих уральцев. Узнать носильщика соли было нетрудно по «соленым» (покрасневшим, шелушащимся, увеличенным) ушам – следствию переноски на плечах мешков, наполненных солью. Есть поверье: потри бронзовую мочку уха, и загаданное желание исполнится. А отражением трудолюбия уральцев стал жук-скарабей, толкающий стилизованный черный шар из автомобильных покрышек в саду камней.
Пермская Царь-пушка и музей истории под открытым небом Мотовилихинcкого завода – это вклад Перми в историю российской оборонной техники.
В отличие от московской, пушка была реальным орудием, ее установка планировалась на военном корабле, но к моменту окончания испытаний выяснилось, что сама технология производства этой пушки устарела. Поэтому пермская Царь-пушка, как и ее московская сестра, отечеству тоже не послужила. Чего не скажешь о бронекатере АК-454, который среди моряков-десантников назывался «морским танком». Памятник увековечил трудовой подвиг рабочих и служащих судозавода «Кама» в годы Великой отечественной войны.
Но самым симпатичным историческим объектом города по праву считается дом «чайного короля» Грибушина - живописный особняк конца XIX века, построенный в стиле модерн и эклектики. В здании, принадлежащем купеческой семье Грибушиных, собиралась творческая интеллигенция города. Но недолго продержалось семейное гнездо: уже в начале XX века хозяева особняка уехали за границу. Дом Грибушина окутан легендами. Одна из них гласит, что на каменных маскаронах (рельефных изображениях человеческих лиц или голов животных) архитектор сохранил портреты дочери купца Людмилы и его жены Елены. Пермяки красотой особнячка гордятся, а путешественники восхищаются. Кто увидит, поймет - не зря.
Источник фотографий: ru.wikipedia.org.