Несмотря на то, что байопик о группе Queen выходит только сейчас, группа уже давно и прочно укоренилась на большом экране – ее фильмография насчитывает несколько сотен строчек. Киномания создала свой список знаковых сцен из кинофильмов, которые невозможно представить без музыки «квинов».
Байопик о группе Queen выходит только сейчас, но без их песен представить кино невозможно – фильмография группы насчитывает несколько сотен строчек, и с каждым годом их становится все больше. И, похоже, только кинематограф может примирить между собой тех, кто относится к группе в режиме лирического героя известной песни Александра Лаэртского, и рьяных ее поклонников. Киномания же, создав свой список знаковых сцен с «квинами», льет воду на мельницу и тех, и других.
«Флэш Гордон» (1980)
Одно из первых появлений группы в кино, но зато какое: Queen здесь не только записали музыку специально для фильма, но еще и оформили ее по-киношному, а не просто отдельными песнями. Надо сказать, что для картины, в которой мужчины по большей части ходят в трико, а женщины визжат, и все это как правило в полуобнаженном виде, образ группы, возглавляемой Фредди Меркюри, является вполне логичным продолжением.
Love Kills — «Метрополис» в версии Джорджо Мородера (1927, 1984)
В 1984 году Джорджо Мородер смонтировал собственную версию «Метрополиса» Фрица Ланга — отреставрированную, вирированную и всего лишь полуторачасовую. Новая редакция существенно упростила кино в сюжетном плане, избавив повествование от запутанности и недосказанности, вызванных варварской цензурой американских прокатчиков и утерей ряда важных фрагментов. Правда, музыкальное решение было довольно неоднозначным — Мородер собрал в саундтреке компанию звезд поп-рока, в которой, помимо Фредди Меркьюри, присутствовали, например, Пэт Бенатар, Бонни Тайлер и Адам Ант. Итогом эксперимента стали две номинации на «Золотую малину» («Худший саундтрек» и «Худшая песня» как раз для Love Kills), а закономерной кодой песни Меркьюри стало использование ее на финальных титрах пародии «Заряженное оружие» (1993).
«Горец» (1986)
Режиссер Рассел Малкэхи, ранее занимавшийся в основном музыкальным видео, неожиданно снял мощнейшую приключенческую картину, которая и сейчас впечатляет масштабами. И конечно, для ленты, которая умудряется сочетать в себе и мистический триллер, и приключенческую комедию, и историческую мелодраму, и размашистый боевик, а иногда и адекватные времени реалистичные зарисовки Нью-Йорка, водевильная стилистика «Квинов» пришлась как нельзя к месту. Они тоже могут: то по гитарехе врезать, то запил дать, то лирики подпустить, то пронзительно ноту взять…
Under Pressure, Killer Queen — «Взрывная блондинка» (2017)
Главный эффект от кроваво-бланшевого бенефиса Шарлиз Терон про окончание холодной войны во многом строится именно на контрастном сочетании отстраненного звучания нью-вейвовских романтиков и предельно жестких драк. Queen сюда попали скорее всего благодаря коллаборации с Дэвидом Боуи. Зато их Under Pressure звучит сразу по окончании финальной эпической схватки под Высоцкого после слов главной героини: «Боже, как я устала» – и уходит в титры. С другой стороны, один из трейлеров фильма шел полностью под квиновскую Killer Queen.
One Vision — «Железный орел» (1986)
Хард-роковый номер с альбома A Kind Of Magic стал лейтмотивом авиабоевика «Железный орел». Герой фильма — вчерашний старшеклассник Даг (Джейсон Гедрик), чей отец-летчик попадает в плен где-то в нецивилизованной части Средиземноморья (намек на Ливию или Сирию). Даг и ветеран ВВС Чаппи Синклер (Луи Госсетт-мл.) отправляются на выручку на двух F-16B. «Железный орел» — что-то вроде пацанского варианта более взрослого и глянцевого «Лучшего стрелка», вышедшего в том же году четырьмя месяцами позже. Пионерский задор One Vision рифмуется с наивностью сценария и очарованием B-movie практически идеально.
Radio Ga Ga — «Т2 Трейнспоттинг» (2017)
Сорокалетние бывшие торчки, оказавшиеся в измененном сознании на ностальгической клубной вечеринке 80-х, старательно поглощающие алкоголь и пытающиеся слиться с массой таких же возрастных неудачников под радио-гимны 80-х? Ладоши сами тянутся друг к другу для аплодисментов. Дэнни Бойл смешал в идеальной пропорции музыку и кино в первой части «На игле», и не растерял этих навыков за более чем 20 лет.
Somebody To Love — «Заколдованная Элла» (2004)
Голоса Фредди в этой милой сказочке от Miramax мы не услышим — хит Queen исполняет Энн Хэтэуэй. Аранжировка максимально близка к оригинальной, но чужой (да еще и женский) вокал на удивление гармонично вписывается в настроение величайшего лирического номера группы. Кроме того, «подмена» оказывается интонационно вполне уместной (с учетом ревизионистской атмосферы сказки), а поначалу неуверенный, но постепенно обретающий силу голос Хэтэуэй звучит куда естественнее, чем, например, вокальные экзерсисы «школьников»-переростков в быстро вызывающем отвращение мыле Glee.
Another One Bites The Dust — «Железный человек 2» (2010)
Роберт Дауни-мл. продолжает оттачивать ироничный образ Тони Старка, которого хватит еще и на нескольких «Мстителей». Из дополнительных аттракционов: мы впервые видим захват ногами в исполнении Наташи Романов, а также Микки Рурка, который появился во вселенной Marvel, к сожалению, крайне ненадолго. И да, драка Железного человека под квиновскую Another One Bites The Dust. И прежде, чем ее начать, Старк говорит диджею буквально следующее: «Дай мощный бит, под который я буду бить лучшего друга».
We Are The Champions — «Фанатик» (2000)
Песня, ставшая синонимом победы, заиграла в голове владельца винилового магазинчика Роба Гордона (Джон Кьюсак) после того, как он выяснил, что его бывшая (ее играет Лиза Боне) не спала с соседом – пока что. Вдвойне ироничная сцена – во-первых, повод для радости здесь довольно скромный, это вам не победа в Супер Боуле (еще одно клише, встречающееся во многих спортивных драмах, включать эту песню на саундтрек). Во-вторых, несмотря на то, что музыкальные вкусы Роба более эзотерические (независимые группы типа 13th Floor Elevators, Love и Smiths), триумфально руки он вскидывает именно под Queen. И, что важно, происходит это не в драме о спорте высоких достижений, а в экранизации Стивена Фрирза культового одноименного романа Ника Хорнби о распространенном психическом расстройстве под названием меломания, где музыка и ее выбор играет первостатейную роль. Здесь речь идет о самом настоящем животном инстинкте.
I Want To Break Free — «Шерлок», эпизод «Последнее дело» (2017)
Песня с таким названием и содержанием имела предсказуемую судьбу — ей на роду было написано звучать в фильмах, провозглашающих всяческие свободы (из сравнительно недавних примеров первым на ум приходит британский ЛГБТ-манифест 2014 года «Гордость»), и даже стать гимном Африканского Национального Конгресса. В последнем на сегодняшний день эпизоде «Шерлока» I Want To Break Free иллюстрирует очередное эффектное возвращение Мориарти с того света — слушая трек в плеере, герой Эндрю Скотта выходит из вертолета и экспрессивно копирует характерные жесты Фредди, знакомые всем по концертам Queen. Правда, I Want To Break Free в «Последнем деле», пожалуй, не самый яркий музыкальный эпизод: куда забавнее сцена, в которой миссис Хадсон пылесосит квартиру на Бейкер-стрит, пританцовывая под мэйденовскую The Number Of The Beast (1982). Впрочем, ничего удивительного — молодость дамы пришлась как раз на годы расцвета NWOBHM.
We Will Rock You — «История рыцаря» (2001)
Самый убойный и, наряду с We Are The Champions, заезженный стадионный хит Queen вырос из ленноновской Come Together, сам породил кучу подражаний (во главе с леппардовской Pour Some Sugar On Me) и со временем стал довольно унылым штампом саундтреков. Однако в «Истории рыцаря» песня использована на редкость остроумно и играет важную роль, звуча уже на начальных титрах (формально она иллюстрирует подготовку к рыцарскому турниру) и задавая ревизионистский и постмодернистский тон ленте Брайана Хелгеланда.
Brighton Rock — «Малыш на драйве» (2017)
Режиссер Эдгар Райт – вот кто должен был по праву снимать фильм про Фредди Меркюри! Или хотя бы составлять этот список – он спокойно мог бы заполнить его только сценами из своих фильмов. You’re My Best Friend и Don’t Stop Me Now из «Зомби по имени Шон», The Ring в «Скотте Пилигриме против всех», и пять минут бешеной энергетики Brighton Rock в кульминационной сцене «Малыша на драйве», которого без музыки бы просто не было – по сути, это плейлист из iTunes, замаскированный Райтом под фильм о погонях и тачках. «Малыш на драйве» сконструирован как симфония, Brighton Rock звучит в ее высшей точке, и зритель ждет ее – она упоминалась Малышом в сцене задолго до финала. Ее автор, Брайан Мэй, оценил использование трека в Твиттере, сказав, что Brighton Rock идеально усиливает кульминационный момент в фильме, а Райт с истинно фанатским рвением ответил ему, что в ней есть лучшее гитарное соло в истории рока.
Under Pressure — «Величайший отец в мире» (2009)
Герой Робина Уильямса, только что пережив невероятно унизительную сцену на встрече с одноклассниками и учителями своего покойного сына (спойлер – сын случайно задушил себя во время мастурбации, а лучший папаша в мире преподнес это всем как самоубийство и стал под его именем продвигать в люди свою писанину), в рапиде бежит в школьный бассейн с блаженной улыбкой на лице, срывая с себя одежду и совершая очищение прыжком в воду с вышки. Все это происходит под Меркюри и Боуи, дуэтом поющих строчки вроде «Этот ужас от глубинного понимания мирового устройства». В этой удивительно черной комедии, снятой его другом и сослуживцем по стендапу Бобкэтом Голдтуэйтом, Уильямс снимался как будто бы совсем без кожи, выдав одновременно и в равных порциях трагизм, катарсис и освобождение. Знания о дальнейшей судьбе актера и переклички с ней фильма лишь многократно усиливают эффект.
I Want It All / We Will Rock You — «Запрещенный прием» (2011)
Это, пожалуй, последняя картина Снайдера, снятая в его нарочито бутафорской и клиповой манере, перед тем, как он вышел на прямую дорожку нарратива и выдохся. В «Запрещенном приеме» прекрасно все, несмотря на то, что смысл там едва уловим. Снайдер здесь смешивает все, что любит, взбалтывает и трясет до самых финальных титров. Под стать пришлась и группа Queen: тут не только миксуются сразу две ее песни – I Want It All и We Will Rock You – но даются еще и в обработке Armageddon A.k.a Geddy.
Don't Stop Me Now — «Хардкор» (2015)
Лучший отечественный боевик последнего времени тоже не обошелся без группы Queen. Правда, тут режиссер использует их Don't Stop Me Now в режиме мема: фортепианный зачин композиции – довольно необычный фон для круто сваренной рукопашки. Впрочем, очень скоро по обыкновению дело дойдет и до гитарного запила, и уж тогда полетят мясные клочки по закоулочкам под восторженный вокал Фредди Меркюри.
Bohemian Rhapsody — «Мир Уэйна» (1991)
Для лучшей киносцены под музыку Queen понадобилось совсем немного – Bohemian Rhapsody на кассете и полная машина волосатых лоботрясов, которые именно что трясут лбами под песню. Нужно ли что-то большее для знакомства с двумя главными героями фильма и их богатыми внутренними мирами? Майк Майерс так боролся за то, чтобы именно этот трек прозвучал на вступительных титрах своего дебюта «Мир Уэйна», что в какой-то момент заявил: «Если не будет «Богемской рапсодии», то я пас». Успех фильма частично помог группе вернуть утраченную популярность в Америке, да и сам Фредди, уже находясь практически на смертном одре, одобрил юмор Майерса. «Мы вели себя как эти парни – тоже прыгали вверх-вниз под собственные вещи», – вспоминал Брайан Мэй. Да и не только они – все мы на самом деле до сих пор едем в этой развалюхе (за два десятка лет до Carpool Karaoke Джеймса Кордена, заметьте) и поем дурными голосами про Галилео и Фигаро.