Найти тему
Финансовая газета

Как будет выглядеть российская промышленность через 20 лет

Внедрение инноваций меняет и производство, и социальную сферу буквально на глазах. Цифровые технологии – это не будущее, а уже реальность. В развитых, а также в ряде развивающихся стран разворачивается четвертая промышленная (цифровая) революция. Есть опасность, что Россия останется аутсайдером этих процессов.

Между тем майский 2018 года указ президента ставит цели экономического рывка в TOP5 крупнейших экономик мира и технологического прорыва на глобальные рынки. И все это в ближайшие пять лет. Но этого мало. Успехи надо закрепить и в последующем – стать законодателем мод в цифровой экономике. Поэтому разработка опережающих инструментов развития, рассчитанных на десятки лет вперед, является одной из задач современных конструкторов, программистов, инженеров и организаторов производства. На площадке VIII Форума VESTIFINANCE свои представления о состоянии отечественного судо-и автостроения в ближайшие 20 лет представили, соответственно, президент АО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) Алексей Рахманов и гендиректор ПАО «СОЛЛЕРС» Вадим Швецов.

Aurus вне конкуренции

Автопром в любой стране, где он есть, – один из основных драйверов роста ВВП и работодатель. Когда российское правительство вело переговоры о присоединении к Всемирной торговой организации (ВТО), то жестко отстаивало высокие тарифные барьеры перед иномарками. Ситуация особенно обострилась в «нулевые», когда ввозные пошлины удвоили до 30%. Понадобилась защита для сборочных заводов, производящих зарубежные бренды, тем более что переговоры затянулись. После вступления в ВТО пошлины в течение 5 лет снизили до 15%, но все равно тарифная защита автопрома в России – одна из самых высоких в мире. Надо учитывать, что с этим сектором связано в той или иной мере более 1 млн работников.

Впрочем, о лидерстве в мировой автомобильной моде и производстве говорить явно рано. Российские авто до сих пор за границей пользуется ограниченным спросом. Внутри страны иномарки (хотя в большинстве своем собранные у нас же) выигрывают соревнование за потребителя у чисто российских аналогов.

Но положительный сдвиг наконец-то произошел, пусть и в ограниченном сегменте – автомобилей класса «люкс».

«Могу вам с гордостью сказать, что ни на 2019 год, ни на 2020-й уже возможности купить автомобиль Aurus нет, потому что мы переподписаны на 2 года вперед. Это говорит о том, что интерес к этому вызову – производству в России современных автомобилей люксового класса – высок», – начал лекцию «Будущее уже наступило» на форуме VESTIFINANCE с актуальной темы гендиректор Sollers Вадим Швецов.

Проект создания машин представительского уровня был начат по заказу Минпромторга в 2013 году ФГУП «НАМИ» совместно с рядом российских (индустриальный партнер Sollers) и зарубежных автопроизводителей (двигатель, например, по заказу НАМИ проектировался в Porsche Engineering). Первоначально его называли «Единая модульная платформа», затем присвоили название «Кортеж». Стоимость проекта – 10,4 млрд руб., которые были выделены из федерального бюджета. В конце прошлого года начальная партия «длиннобазных» (6840 мм) бронированных лимузинов была собрана. 7 мая этого года во время инаугурации первая машина была испытана Владимиром Путиным. Затем бренд (закрепивший за собой название Aurus, что в переводе с латыни означает «золото России») был представлен широкой публике в конце мая, позже – в августе, когда стали собирать заказы на поставку.

Точных данных о производстве и продажах Aurus пока нет. Но ранее министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявлял, что в 2019 году будет произведено 120 лимузинов, включая короткобазный «Senat». 50 машин поступят в особый гараж ФСО, остальные – частным лицам. Сходная ситуация будет и в 2020 году. Поэтому на всех желающих Aurus и не хватает. По оценке Мантурова, на мощностях НАМИ можно собирать до 200–220 машин ежегодно. Но существуют планы расширения линейки – к лимузинам добавят кроссовер и минивэн. Итого производство может достигнуть 5000 шт. в год. Для сравнения: Rolls-Royce производит 100 лимузинов в год. Стоимость одного Aurus начинается с 10 млн. Брэнд активно раскручивается как в России (через СП НАМИ и Sollers Aurus), так и за границей (в партнерстве с фирмой из ОАЭ).

Внимание к проекту не случайно. Вначале пути мало кто верил, что российский автопром сможет сам сконструировать и произвести, в основном на собственной базе, сложные дорогостоящие лимузины. Вообще в мире не так много компаний, кто это может делать. Президент России до последнего времени ездил на соответствующем «Мерседесе». А здесь еще сделан и электрический мотоцикл «Иж» для сопровождения президентских кортежей.

Тем важнее, безусловно, технологический прорыв в тесный мир мировых автогигантов.

Безлюдные технологии

Успех Aurus лишний раз подталкивает к тому, чтобы внимательнее отнестись к долгосрочным прогнозам автопроизводителей. В ближайшие 10 лет, то есть к 2030 году, как уверен Швецов, машины с бензиновыми и дизельными двигателями в большинстве развитых и даже развивающихся стран будут запрещены. Резон здесь есть. В Германии уже сейчас выводят из эксплуатации дизельные автомашины, как наиболее загрязняющие природу. Этот процесс был ускорен скандалом с фирмой Wolksvagen, занизившей вредные выхлопы дизельных двигателей. В 2021 году в ЕС ограничат выбросы до 90 г на 1 км, в США это сделают в 2025-м, за ними последует и Китай.

В результате в мировом автомобильном парке непременно произойдет замена дизельных и бензиновых движков – сначала на гибридные, а в конце концов и на электрические.

Кстати, по словам Швецова, Sollers в будущем году выпустит «УАЗ-профи» именно с гибридным двигателем. Расход бензина – не более 2,5 л на 100 км.

Правда, для «энергетической автореволюции», признается владелец бренда «УАЗ», придется резко удешевить электромобили. Сейчас они раза в 2 дороже бензиновых. Необходимо в течение 10 лет удешевить выдачу 1 кВт литиевой батареей с нынешних средних $200 до $100. Это, конечно, тренд. Но где взять так много лития? Эксперты подсчитали, что для полной замены сотен миллионов автомобилей придется вложить в новые шахты более $500 млрд что же говорить о разворачивании совершенно новой зарядной инфраструктуры?

Но это еще только начало в технологическом перевороте. Параллельно автомобили будут избавляться от человека, не пассажира, конечно, – водителя. Первые беспилотники уже исследуют современные дороги, взять хотя бы Google и Яндекс, через 20 лет искусственный разум возьмет верх окончательно и бесповоротно, и контролировать в машине его будет только «черный ящик» – как в самолетах.

Через 20 лет миру явится не столько привычный сейчас автомобиль, как средство роскоши и передвижения, а, как прогнозирует Швецов, своего рода гаджет с самыми продвинутыми компьютерными технологиями. Причем речь идет не только о личных автомобилях, но и общественном транспорте, который наверняка вытеснит на обочину персональный. Поэтому первыми беспилотниками станут дальнобойные грузовики, коммерческий транспорт и автобусы.

Производить транспортные гаджеты также будут совершенно по-новому. 3D-принтеры, роботы, сборка не на конвейере, а на стапелях, подобных корабельным, модульные блоки. На автосборочных заводах, которые будут размещать под землей, не останется сегодняшней рабочей силы. Дело ограничится программистами и специалистами «по получению денег».

Фантастическим автотехнологиям понадобится революционная инфраструктура, насыщенная космическим слежением за «объектами». И все это станет возможным потому, что через 20 лет 70% населения мира будет жить в мегаполисах.

И только в России с ее трудным климатом и непредсказуемой психологией останутся черты прошлого в виде «пилотного» вождения автомобиля.

Остается надеется на то, что все население не переселится в один мегагород.

«Черная жемчужина»

Захватывающие прогнозы будущего разрабатывают и в российском судостроении. И они также уже сбываются. Алексей Рахманов рассказал о необычной огромной яхте (106 м длиной), произведенной в Нидерландах и названной «Черная жемчужина». На первый взгляд, при ее строительстве использовали технологии XIX века, так как в глаза бросаются огромные черные паруса. Но нет – здесь использованы технологии XXII века. Паруса – это солнечные жидкокристаллические батареи, мачта – карбоновая, корпус – композитный. Дизельный двигатель маломощный и должен использоваться только в крайних случаях. Так что одна из главных задач будущего судостроения – экологичность – демонстрируется в полной мере. Стоимость яхты и информация о конкретном владельце «Черной жемчужины» засекречены, но известно, что это российский гражданин.

Переход к экологичным двигателям и композитным материалам и составит основу технологического скачка в судостроении в течение ближайших 20 лет. Флот кардинально обновят новыми типами судов и платформ – например плавучими АЭС, первая из которых уже доставлена на Чукотку. Ледокольные танкеры, круизные суда, подводные платформы для добычи углеводородов в северных широтах, батискафы, использующие энергию баласта для погружений и всплытий, надводные жилые комплексы – все это далеко не полный перечень будущих достижений прорывных судостроительных технологий. Также как в автостроении, при строительстве судов начнут применять 3D-принтеры с расчетом на композитные и металлические изделия длиной до 6 м, корпуса уже начали производить из стеклопластика, собирать корабли и суда тоже будут из специальных «сот».

Планы на 20 лет вперед, конечно, необходимы – в российской экономике с планированием сейчас не все удачно, межотраслевые балансы не рассчитываются со времен СССР. Между тем без стратегического планирования, включая госпомощь, трудно наладить крупное и высокотехнологичное производство. Однако технологические прорывы, включая внедрение «цифры», необходимо готовить уже сейчас, и для начала добиться масштабного импортозамещения в условиях усиления санкционного давления. Например, в судостроении поднять уровень локализации с нынешних 45% до 70–75%.