Мне очень давно хочется начать рассказывать о тех книгах, которые я прочитала, о том опыте, который вынесла для себя, и о тех авторах, которые спустя столетия будоражат сознание - стоит только вчитаться. И вот я, сделав первый шаг на пути к осуществлению этого желания, почувствовала необходимость, как говорят серьезные научные работники, "определиться с предметом исследования".
Всю мою жизнь - недолгую и довольно обычную - окружающие восхищались моей привычкой любое свободное время заполнять чтением. Или высмеивали её, тут кому что ближе. Когда подошло время выбирать дорогу в жизни, я не раздумывая подала документы на филфак - на тот момент казалось, что я больше ничего толком не умею, да и не хочу уметь. Филологический факультет ассоциировался с бесконечным пиршеством духа - на первое Золя, на второе Достоевский, а на сладкое критика Белинского. Мои разочарования по этому поводу сейчас к делу не относятся.
А относится вот что. За годы осознанного чтения я поняла, что процесс этот поистине удивителен, о нем надо говорить и не в формате лекций или школьных уроков по литературе, а в рамках дружеских посиделок, личных блогов - как обмен пережитым. При этом (да простят меня борцы за элитарность вкусов) совсем неважно, что и как вы читаете, а потом обсуждаете. Любой художественный, документальный или научный мир, развернутый перед вами автором, так или иначе обогащает и развивает ваш читательский кругозор, напитывает теми знаниями и жизненными установками, которые вам нужны или которые вы готовы впустить в себя. Я - то, что я ем, во всех смыслах. И кстати - возможно, иногда саморазрушение действительно гораздо важнее.
Для меня чтение уже давно стало сродни наркотической зависимости. Я не могу полноценно жить, когда у меня нет в сумке, на столе или в телефоне книги, ради которой хочется поскорее закончить дела. Законченная серия или собрание сочинений, как внезапно прервавшаяся поставка очередной уникальной модификации спайса - такого больше нет, надо пережить ломку, а потом потихоньку пересесть на другой допинг. И как реальный наркоман, я частенько не могу нормально общаться с людьми - перестать сверять чужие суждения со своим лекалом, одолженным у классиков. Но вы не думайте, я борюсь с этим недостатком, потому что свобода жизни, мнений и поступков для меня священна.
И конечно же, я хочу, чтобы нас таких подсевших стало больше. По интернету давно одна страшилка ходит - больные СПИДом тайком подкладывают зараженные шприцы в тех местах, где человек может случайно уколоться и "причаститься тайн". Мол, раздели со мной мою боль. Я бы вместо шприцов книжки подкладывала. Разделите со мной мою страсть, люди!
Резюмируя, по сути, все, что я буду писать здесь, будет отражать мое ощущение от процесса чтения. Если нам с вами по пути - присоединяйтесь.
P.S. Да-да, вы правы, заголовок не мой, это Харуки Мураками придумал, но в литературоведческих кругах подобное творчество на грани плагиата называется реминисценцией или аллюзией - в зависимости от того, насколько явно прослеживается связь между текстами. Обещаю, когда-нибудь покажу на реальном примере, это действительно интересно :).