Это первый в России монумент полководцу, освободившему Болгарию от османского ига. На торжественной церемонии помимо жителей Сахарово и Твери присутствовали гости из Москвы, Болгарии и даже Франции.
Право открыть бюст было предоставлено заместителю председателя регионального Правительства Андрею Белоцерковскому, Чрезвычайному и Полномочному Послу Республики Болгария в Российской Федерации Атанасу Крыстину, автору монумента Ирине Макаровой, настоятелю храма Иосифа Волоцкого Геннадию Ульяничу и потомку фельдмаршала Гурко.
Полководец, известный своими победами в русско-турецкой войне, считается освободителем Болгарии от османского ига. Память генерала в Болгарии чтят и по сей день. В этой стране в честь Иосифа Гурко названо три населённых пункта – город и два села. Кроме того, его имя носит один из самых больших бульваров Софии – тот, по которому он прошёл 4 января 1878 года со своими войсками, освободившими город от турков.
«Мы, болгары, называем ту войну освободительной, а многие современники описывают ее как самую справедливую и моральную войну 19-го столетия. Особенно высоко в Болгарии мы чтим подвиг Иосифа Гурко. Историки высоко оценивают его роль в победе русской армии, а некоторые прямо называют его победителем войны»,
— рассказал Атанас Крыстин, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Болгария в РФ.
Помимо военных подвигов, Иосиф Гурко известен как генерал-губернатор Санкт-Петербурга, Одессы и Варшавы. Последние годы жизни он провел в своем имении в Сахарово. Здесь же, в усыпальнице, его и похоронили. Инициатива создания монумента принадлежит протоиерею Геннадию Ульяничу, настоятелю храма Иосифа Волоцкого, расположенного по соседству с усыпальницей.
Праправнук генерал-фельдмаршала, также носящий имя Иосиф Гурко, родился и живет в Париже, он приехал в Тверь на церемонию открытия памятника своему знаменитому прадеду.
«Я рад, что мы отмечаем сегодня открытие первого памятника моего предка. Надеюсь, что он не будет последним. Через 10 лет буквально будем отмечать 200-летие рождения фельдмаршала и 150-летие освобождения Болгарии – надеюсь, что будут еще памятники»,
— отметил потомок генерал-фельдмаршала.