«Дьявол по имени Робинэ, тёмный человек с хриплым голосом, поцеловал мою ногу, и от его поцелуя я отреклась от имени Господа и Святой веры. Он пометил мой мизинец левой руки, вручил посох 45 сантиметров и склянку мази. Он велел мне намазывать посох, садиться на него промежностью и кричать — «Во имя дьявола, вперёд!»
- Из показаний ведьмы Антуаны Розы.
31 октября в нашем современном мире глобализма многие отмечают странноватый праздник Хеллоуин. Некоторые связывают его с религиозным праздником «День всех Святых», хотя на самом деле он относится больше к традициям древних кельтов Ирландии и Шотландии. В общем этот современный карнавал, будем откровенны, не относится ни к первой версии, ни ко второй. Всё это безобразие начало распространяться по миру с Северной Америки и Великобритании в 20-ом веке, и сейчас, особенно дети, от Нового Света до Японии очень любят переодеваться раз в год в страшные костюмы, а бары и концертные площадки — стричь деньги на тематических вечеринках. Я же использую этот вечер лишь как повод, чтобы попытаться проследить: а откуда же взялся современный канонический образ западноевропейской ведьмы в визуальном искусстве?
Начнём с античности. В «Одиссее» Гомера встречается эпизод, в котором одна из дочерей Гелиоса — Кирка (или Церцея) опаивает команду Одиссея варевом, от которого те превращаются в свиней. Кирку можно считать прообразом ведьмы: она варит зелья, бормочет какие-то слова, держит посох, сама же весьма недурна собой. А после того, как Одиссею удаётся устоять перед её чарами с помощью растения, данного Гермесом, так и вовсе пытается соблазнить его и затащить в постель. Кстати, весьма удачно. Все эти ведьмачьи атрибуты перекочуют в Средневековье, так что можно считать Кирку одной из первых описанных канонических ведьм.
Есть ещё такая картина фламандского живописца Вильгельма Ван Еренберга «Дворец Кирки», 1667 год. Она несколько отходит от мифа — разнообразие животных поражает — здесь изображены не только свиньи, да и саму Кирку не очень видно, но всё равно хочется эту работу упомянуть.
В Средневековье разные европейские народы, только что бывшие язычниками, массово принимают христианскую веру, а она запрещала изображать ведьм. Поэтому образ, который формируется в это время, мы тоже скорее узнаем из письменных источников.
Один из ранних источников этого времени — Pactus Legis Alamannorum, кодифицированный свод законов Алеманнов 7-го века, уже упоминает ведьмачество в качестве наказуемого преступления наряду с отравлением. С другой стороны, кодекс Ломабрдии 7-го века запрещал убивать иноземных служанок и девушек по подозрению в ведьмовстве, так как оно невозможно и перечит Святому учению Христа. Это же встречается в словах Карла Великого: «Если кто-либо, искушённый дьяволом, уверует, что какой-либо мужчина является ведьмаком, или женщина ведьмой, что они едят людей, и исходя из этого верования сожжёт так называемую ведьму или ведьмака — он будет казнён.» Нам же здесь интереснее то, что писанный закон чаще всего старается урегулировать уже существующие отношения в обществе. А значит, людей уже сжигали лишь по подозрению в ведьмачестве, а также верили, что ведьмы и ведьмаки пожирали людей. А вот в 9-ом веке Король Кеннет Первый Шотландский, после присоединения пиктских племён прямо призывает сжигать всех ведьм и колдунов на кострах. Так что тут всё было по-разному, хотя понятие ведьмачества было широко известно.
Если брать всю Европу, то каких-то систематических охот на ведьм до 12-го века почти не было. А потом начинаются крестовые походы, и некоторые традиции исламских и других восточных народов начинают попадать на континент. Шайтаны, разговоры с умершими, непонятные ритуалы — всё это становится атрибутами запрещённой магии. Тогда же и начинается широкое движение против еретиков всех мастей. Ересь определяется как отступничество от Бога, а еретики — те, кто сознательно подписал договор с дьяволом. Законы церкви тут чётко отделяют введённых во искушение и добровольных слуг Дьявола. А монашеские и рыцарские ордена стараются их чётко блюсти. Поводами к гонениям являются: участие в тайных собраниях, сексуальных оргиях, пожирание детей. В 1215 году папой Иннокентием III создаётся особый церковный суд «Инквизиция», который призван выявлять преступления против веры и отступничество от неё. И как же тут не вспомнить разгром ордена Тамплиеров во главе с Жаком де Моле! Инквизиция их обвинила в мужеложстве, поклонению Бафомету, кремировании братьев и употреблении праха в пищу. В 1310 году 54 брата ордена были сожжены в предместьях Парижа…
Тем не менее, к концу 14-го века интерес к оккультизму повышается, лучшим примером чего служит упоминание о картах Таро. В искусстве всё чаще появляются мифические существа — единороги, драконы и другие. И тут уже начинается Итальянский Ренессанс, который снимает многие запреты тёмных веков, апеллируя к к античным мифам и легендам.
В 1499 году Фернандо де Рохас пишет роман «Селестина», который считается чуть ли не первым европейским романом. Селестина была старой проституткой и практиковала любовную магию. Она вызывала демонов, варила снадобья, и её образ сильно повлиял на визуальное изображение ведьм. Оргии, соблазнения, зелья — многие описанные выше атрибуты находят отображения в изображениях 15-го века.
Но канонический образ ведьмы сложно представить без метлы. И вроде бы метла чаще является символом домашних забот и очага, но, тем не менее, это также и фаллический символ. А полёт в обнажённом виде — явный намёк на сексуальный контекст. И вся эта вакханалия скорее всего восходит к старому языческому обычаю, по которому земледельцы брали в руки вилы, мётлы, и прочие инструменты и скакали ночью с ними по полю в надежде привлечь большой урожай. Мол, расти-расти, докуда я допрыгну. Так и родился миф о летающих на мётлах обнажённых ведьмах.
Ниже картина нидерландского художника Якова Корнелиуса ван Остзенена 1526 года «Сол и ведьма Эндора». Справа можем заметить и голые полёты на метле, и скачки на козлах, и испитие снадобий.
Кстати, вернёмся к снадобьям. Как я уже упомянул, намёки на этот атрибут можно заметить и в античности. Но каковы реальные прототипы всех этих магических зелий? А ответ, скорее всего, прост. Ещё с доисторических времён шаманы употребляли галлюциногенные вещества, чтобы вызвать откровения, открыть двери подсознания, говорить с духами, и вообще соответствовать своему шаманскому образу. И вещества, которые упоминаются в средневековых текстах как ингредиенты ведьмачьих зелий, вполне себе соответствуют этим свойствам — грибок спорыньи, белладонна, мандрагора. У Шекспира в «Макбете» ведьмы, которые предсказывают ему судьбу великого короля, в четвёртом акте как раз собираются возле котла:
Пещера. Посредине — кипящий котел.
Гром.
Входят три ведьмы.
1-я Ведьма
Пестрый кот три раза визгнул.
2-я Ведьма
Еж четыре раза пискнул.
3-я Ведьма
Гарпий* крикнул: «Час настал!»
1-я Ведьма
Разом все вокруг котла!
Сыпьте скверну в глубь жерла!
Жаба, меж сырых камней
Тридцать семь ночей и дней
Ядом превшая во сне,
Раньше всех варись на дне.
Изображения котла появляются и на картинах Брейгеля.
С этого момента котёл становится также обязательным атрибутом почти любой ведьмы. Правда, употребление внутрь всей этой дряни может привести к смерти. Но автор 15-го века Джордано де Бергамо разрешает эту дилемму. Он пишет, что у женщин вообще-то есть и другое отверстие для применения всех этих зелий:
«Ведьмы признаются, что в определённые дни и ночи они намазывают рукоять метлы зельем полёта, садятся на неё и улетают, также намазывая себе подмышки и в другие места, где растут волосы«.
Эти же слова подтверждает расследование, проведённое в отношении Алисы Кителер, ирландской аристократки, признанной судом ведьмой в 1325 году:
«В шкафу у леди мы обнаружили флакон с мазью и смазанный ею посох, на который она садилась и галопировала по лесам и полям.»
В 1477 году ведьма Антуана Роза под пытками сказала:
«Дьявол по имени Робинэ, тёмный человек с хриплым голосом, поцеловал мою ногу, и от его поцелуя я отреклась от имени Господа и Святой веры. Он пометил мой мизинец левой руки, вручил посох 45 сантиметров и склянку мази. Он велел мне намазывать посох, садиться на него промежностью и кричать — «Во имя дьявола, вперёд! «.
Теперь-то понятно, чего они голые на метлу садились? Кстати, судя по записям, Антуану не казнили — она успела улететь…
К 17-му веку гонения на ведьм в Европе потихоньку затихают. Но в Испании в то время инквизиция ещё зверствовала вовсю, пока не пришёл Наполеон. Неудивительно, что у Гойи есть несколько картин на эту тему. Кстати, рекомендую посмотреть хороший фильм режиссёра Милоша Формана «Призраки Гойи».
Ну а позднее образ ведьмы в искусстве окончательно устаканивается. Вспомним несколько отличных работ известных художников картин на тему:
Вот так на протяжении многих веков, да чего уж там, можно сказать — нескольких тысячелетий складывался образ ведьмы, к которому приложили кисть многие великие художники прошлого. Имеет ли он под собой реальные основы? Безусловно. Пуританство общества и ограничение в правах женщин, невозможность реализовать свои естественные желания — всё это приводило к их тайной реализации, отрицанию ограничений и протесту. Немудрено, если некоторые мадам и мадемуазели срывались и собирались на «шабаши» с употреблением наркотиков, лесбийскими и не только оргиями, и становились вероотступниками. А какому-нибудь знатному лорду всяко проще было оправдать свои похождения к девушкам низшего происхождения тёмной магией и ведьмачеством. И чем больше человечество избавлялось от предрассудков прошлого, тем более сексуальным и привлекательным становился образ ведьмы. Сейчас так и вовсе, назвав девушку ведьмой, можно ей польстить и сделать комплимент. Ведь до сих пор каждая из них иногда мечтает хотя бы раз сесть на метлу и улететь голой куда-то в ночь…