Найти тему
"Деловой Донбасс"

Мы не настолько богаты, чтобы… производить дешёвые вещи

«Рывок» – стремительное продвижение в один приём.
«Рывок» – стремительное продвижение в один приём.

Часть первая. Страшилки. 

 На днях за завтраком заинтересовался обсуждением на радио (не буду говорить каком – реклама вещь не бесплатная) проблемы кибербезопасности. Два эксперта (не буду говорить каких по той же причине) рассказали о том, что агентство Блумберг сообщило о многолетней слежке Китаем за крупнейшими американскими компаниями с помощью микрочипа, встроенного в материнские платы серверов. Кто заинтересуется микрочипом и его месте на плате – вот ссылочка: https://glavred.info/world/10016501-kak-kitay-godami-sledil-za-krupneyshimi-kompaniyami-ssha-s-pomoshchyu-krohotnogo-chipa.html

Это исходная информация. Дальше пошло обсуждение. Как оказалось, только разработчики плат знают, что и где, а самое главное – для чего у них там расположено. Неплохо, да? И потребитель может проверить плату только рентгеновским сканированием, что, естественно, не гарантирует дальнейшую работоспособность предмета изучения. Дальше – больше. Оказывается, не только производители «железа» позволяют себе такое «баловство». То же самое можно сказать и о производителях операционных систем. Только они знают, что и зачем они туда напихали и как это сказывается на конфиденциальности информации и нашей приватности. Тут сразу же начинаешь задумываться о тех лазейках, которые обнаруживают хакеры во всевозможных операционных системах – а действительно ли это недоработка или всё-таки умышленный ход разработчиков? Ну уж слишком много и слишком часто эти уязвимости обнаруживают и латают! А с другой стороны – им и без уязвимостей хватает возможности что-нибудь куда-нибудь сунуть так, чтобы это никто не нашёл. В общем в чём вопрос – существует, наверное, уже даже не вероятность, а вполне реальная возможность того, что и разработчики «железа», и разработчики «софта», и те же самые хакеры могут получить доступ к вашему электронному устройству не только с целью получения информации, а и с целью получения контроля над ним. И ладно бы речь шла о каком-либо персональном гаджете, который в принципе может только взорваться или начать «майнить» криптоавлюты по внешней команде (что тоже неприятно!), но в нете всё чаще появляются весёлые кадры, когда дорогой автомобиль вдруг сбрасывает скорость и тихонько съезжает в кювет, а в кадре слышен только идиотский смех авторов ролика! И даже это не самое страшное, хотя здесь уже стоит вопрос безопасности участников движения. Гораздо страшнее другое: у нас всё компьютеризировано! В том числе и управление электросетями, железнодорожным и авиа движением и (барабанная дробь!) мирным и военным атомом! Так что когда британцы заявляют, что они готовы к кибератакам на Россию, наверное, «это жж-ж неспроста»! Я даже не хочу описывать последствия отключения электричества в каком-нибудь мегаполисе, чисто бытовые последствия жители Донбасса ещё не забыли после раздолбленных украинской артиллерией электроподстанций летом 2014-го. Но кроме бытовых неудобств это может повлечь за собой многочисленные срабатывания систем электробезопасности по глобальным электросетям и привести к авариям на атомных станциях. В общем, апокалипсис ещё тот! А теперь вишенка на торт: наверное, не сильно погрешу против истины, если скажу, что более 90% «железа» и софта, которое пользуют наши граждане и организации – зарубежного производства. Не хочу делить производителей на «союзников» и «вероятных противников» - просто не наше!

Часть вторая. Что делать.

Решение и простое, и сложное. Простое – потому что лежит на поверхности: нужно делать своё. Сложное – потому что за почти тридцать лет сплошной менеджеризации и юриспруденизации позабывали, как и кем это делается. В России на особо важных участках используется своя операционная система «Эльбрус» на своих же процессорах с тем же названием. Но это на «особо важных участках»! А нужно везде! Об операционной системе сказать ничего не могу – не пользовался сам, да и описания не встречал, поэтому сравнить с ОС общего пользования просто не могу. О процессорах слышал, что они немного уступают «интеловским» и несколько дороже в цене. Но опять же – слышал. Оставим этот вопрос специалистам, они в курсе. Я о чём хочу сказать: можем! Нужно делать и ставить! Вопрос ведь сейчас не в цене – вопрос в плоскости национальной безопасности! Это раньше, на волне романтизма общечеловеческих ценностей 90-х мы могли себе позволить порассуждать о международном разделении труда. Сейчас времена изменились – всё должно быть своим, поскольку это хвалёное разделение труда стало уже даже не орудием шантажа, а и собственно оружием.

Да, расширение производства потребует затрат, но ведь потом стоимость самого процессора снизится, здесь же прямая зависимость между увеличением количества и снижением цены! Да и затраты эти пойдут именно в том направлении, в котором нужно – на увеличение доли наукоёмкого производства в национальном продукте, о чём постоянно говорят верхи, хотят низы и чему противится середина!

И ещё один аспект этого процесса хотелось бы затронуть. После скудотовария советского периода нам, конечно, тяжело было не подсесть на эту сладкую иглу товарного изобилия и покупательской лихорадки. Но, как говорится, время лечит и покупание ради покупания сходит на нет. Да, была некоторая фетишизация процесса, но даже айфономания в этом году резко пошла на спад. Мы стали взрослее или карманы пустее, но факт остаётся фактом – ненужное стало не нужно. И тут ты сталкиваешься с новой проблемой - что покупать приходится чаще, чем хотелось бы. Чаще стали ломаться чайники, хлипкими стали стиральные машины, да что там говорить – «мерседесы» середины 80-х ещё топчут наши дороги, а в инструкции к моему японскому «пепелацу» написано чёрным по белому, русскими буквами: «Автомобиль рассчитан на эксплуатацию в течении пяти (пяти, Карл!) лет»! А всё очень просто, изменилась парадигма производителя: для того, чтобы больше продавать не нужно выпускать долгоиграющие вещи! Вещь должна честно и качественно отслужить определённый производителем срок и честно же выйти из строя. И быть ко всему прочему, ещё и неремонтопригодной. Нас заставляют покупать чаще! Нас заставляют играть в нечестную игру, когда мы своё невосполнимое отдаём за вроде и нужную, но часто сменяемую вещь, чего, в принципе мы не хотели. Хотим ли мы и дальше играть в эту игру? Я – нет. Да и вы, наверное, тоже. А для этого опять же, нужно всё делать самим. Изучать, что в мире делается, но делать самим. Японцы, корейцы, китайцы, наконец, научились - и мы сможем. И делать столько, сколько и, самое главное, как нужно нам – современно, красиво и долговечно. Ибо ресурсы - это всё-таки величина конечная.

Часть третья. А при чём здесь мы?

А вот при том. Наша экономика только формируется. И формируется пока на привычной уже базе металлопроизводства. Чтобы его куда-то продать и купить там чайников. Или телевизоров. Или пятилетних автомобилей. Но есть такая вещь, как рентабельность продукта. Очень важная вещь. И о ней мы сейчас немного поговорим.

Раньше нам говорили, что мы живём хуже, потому что работаем хуже и меньше наших визави: американцев, японцев и прочих иностранцев. Не знаю, про японцев не скажу, личного опыта работы с ними не имею. А вот с американцами и британцами поработать пришлось. И что хочу сказать - такой кардинальной разницы в подходе к работе, которая бы определяла разницу в уровне жизни, я не заметил. Дело, немножко, в другом. Это международное разделение труда хитрая, я вам скажу, штука. И зародилась она ещё во времена колониальных завоеваний, когда из колоний шло дешёвое сырьё, а назад возвращались дорогие продукты его переработки. Т.е. одни продают низкорентабельные продукты, а другие - высокорентабельные. И сколько ты ни пыжься, сколько ни работай, если твой доход копейка с рубля, ты никогда не догонишь того, у кого с рубля получается 20 копеек дохода. И когда вам продолжают впаривать про «международное разделение труда», знайте – вас просто хотят оставить на уровне сырьевой колонии. Да, мы серьёзно влипли в 90-х, но пора уже из этого как-то выбираться.

Так вот как базу, как существующий источник дохода, существующие предприятия сохранить просто необходимо. Но! Если мы хотим выйти на приличный уровень жизни нужно думать, как здесь организовать высокорентабельные производства. И если мы говорим, что наши программисты лучшие в мире, что это они создали «Гугл» и многое другое, нужно посадить их за разработку операционных систем, получив от России такой заказ для лучшей интеграции! Создавая новые производства опять же выходить на интеграционные рельсы и создавать технологичные и высокорентабельные производства. Мы не сирые и убогие: московское метро строили ясиноватские проходческие машины, знаменитые «Кольчуги» и разрабатывались, и производились у нас, горловчане с нуля запустили фармацевтическое производство - да мало ли ещё чего мы делали на зависть другим? Короче, когда мы говорим об интеграции с Россией нужно встраиваться в её программы рывков и реноваций, а иначе так и будем жить от одного гуманитарного конвоя до следующего.

Ну вот где-то так вот.

Про «вишенку на торте» уже было, значит это просто информация к размышлению.

-2

Виталий Хандельды, аналитик Делового Донбасса 

Читайте также: РФ находится в статусе сырьевого придатка. Как это изменить? (комментарий редакции)

Подписывайтесь на Деловой Донбасс в социальных сетях: Вконтакте, Однокласники, Фейсбук, Яндекс Дзен, Вайбер