Найти тему
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Почему это может, но не должно стать концом эпохи контроля над ядерными вооружениями

8 декабря 1987 года в Восточной комнате Белого дома президент США Рональд Рейган и генеральный секретарь СССР Михаил Горбачев подписали Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). А в октябре 2018 года президент США Дональд Трамп изменил свою позицию по этому соглашению и объявил (на предвыборном митинге для кандидатов республиканского конгресса в Неваде), что Соединенные Штаты выходят из соглашения о РСМД. Многие здравомыслящие американские аналитики сразу же заявили о том, что эпоха важных соглашений о контроле над ядерными вооружениями между Соединенными Штатами и Россией находится в опасной зоне ее прекращения. Такое развитие событий должно быть предотвращено любой ценой, поскольку усилия по контролю над вооружениями за последние пятьдесят лет оказались чрезвычайно эффективными.

От договора 1963 года о запрещении ядерных испытаний в трех средах до нового соглашения СНВ 2011 года, которое ограничивало США и Россию не более чем 1550 развернутыми ядерными вооружениями не более чем на 700 развернутых средствах доставки с каждой стороны, две крупные ядерные державы заключили десятки двусторонних соглашений и поддержали несколько многосторонних пактов о вооружениях. В результате, общее количество ядерного оружия у США и СССР/России упало с примерно 60.000 единиц в 1972 году приблизительно до 13.000 сегодня. Кроме того, в соглашениях предусматриваются крайне жесткие инспекции, обеспечивающие выполнение обеими сторонами условий договора.

Эти российско-американские соглашения о контроле над вооружениями были заключены президентами как демократов, так и республиканцев, лидерами Коммунистической партии СССР и президентами России. Помимо официальных договоров о контроле над вооружениями, две крупные ядерные державы также заключили ряд исполнительных соглашений, призванных избежать провокационных действий или ошибок, которые могут привести к обмену ядерными ударами. Они включали создание в 1963 году «горячей линии» связи после Карибского кризиса и заключение в 1972 году Соглашения об инцидентах на море.

В дополнение к двусторонним соглашениям Организация Объединенных Наций заключила с большинством стран мирового сообщества ряд договоров об ограничении распространения и испытаний ядерного оружия, включая Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) 1968 года, Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) 1996 года и Договор о запрещении обладания ядерным оружием 2017 года. К сожалению, эти глобальные договоры не ратифицированы всеми ведущими мировыми державами. Например, Сенат США не ратифицировал ДВЗЯИ, и ни одна из девяти стран, которые в настоящее время обладают ядерным оружием, не ратифицировала Договор о запрещении ядерного оружия 2017 года. Однако эти многосторонние соглашения установили глобальную норму: ядерное оружие никогда не должно использоваться вновь, а неядерные государства не должны разрабатывать ядерное оружие. И международное сообщество ввело значительные санкции против таких стран, как Иран и Северная Корея, которые нарушали ДНЯО. Эти двусторонние и многосторонние договоры способствовали укреплению глобальной безопасности по ряду важных направлений. Они сократили количество стратегических ядерных вооружений США и России и, как в случае с РСМД, был ликвидирован целый класс оружия. Кроме того, эти соглашения побудили многие страны не разрабатывать ядерное оружие, и ряд стран, включая Южную Африку и Иран, были вынуждены фактически отказаться или прекратить производство этого оружия. Однако, как считают американские аналитики, в настоящее время, в связи с проводимой нынешней администрацией политикой по выходу из ряда ключевых договоров, есть, по крайней мере, пять причин, по которым эта очень продуктивная и успешная эра контроля над вооружениями может сейчас закончиться:

— последний оставшийся договор об ограничении стратегических наступательных ядерных вооружений США и России истекает в 2021 году, и президент Трамп до сих пор отказывался от предложения президента России Путина продлить его еще на пять лет, что может быть сделано без одобрения Сената США или российской Думы. Этот договор не только ограничивает количество ядерного оружия, которое может быть развернуто каждой стороной, но и позволяет каждой стороне инспектировать ядерные объекты другой стороны до 18 раз в год;

— с тем, чтобы получить достаточную поддержку от республиканской партии (до двух третей голосов в Сенате), необходимой для ратификации нового договора по СНВ в 2011 году, президент Обама должен был согласиться предпринять значительную программу модернизации для всех трех ветвей ядерного арсенала США. Эта программа значительно увеличит эффективность американского стратегического ядерного оружия, а также предотвратит любые усилия по сокращению размера американского ядерного арсенала. Президент Трамп усугубил проблему, не только заранее одобрив программу ядерной модернизации, но и предложив в Обзоре ядерного состояния от 2017 года добавить средства для разработки двух новых тактических ядерных вооружений — шаг, который мог бы фактически снизить порог для использования ядерного оружия;

— в 2002 году президент Джордж Буш в одностороннем порядке вывел США из Договора по ПРО от 1972 года, который ограничивал США и СССР развертыванием системы противоракетной обороны не более чем в одном месте. Президент Буш, оправдывая свой шаг, заявил, что он необходим для борьбы с ракетными угрозами со стороны стран «оси зла» — Ирана, Ирака и Северной Кореи. Буш предложил разместить системы противоракетной обороны в Польше и Чешской Республике — установки, которые, по его словам, необходимы для защиты Европы от иранских ядерных ракет. Хотя администрация Обамы несколько изменила план Буша, разместив системы противоракетной обороны Aegis Ashore в Польше и Румынии, эти шаги ничего не сделали, чтобы успокоить опасения российских лидеров, которые считают, что системы могут быть изменены и стать наступательным оружием;

— администрация Трампа в одностороннем порядке вышла из иранского ядерного соглашения, хотя иранцы соблюдали его условия. Русские подписали соглашение с Ираном, и одностороннее аннулирование его Соединенными Штатами бросает тень на любые будущие шаги в направлении двусторонних или многосторонних ядерных соглашений;

— наконец, как отметил Трамп на прошлой неделе, россияне нарушили договор по РСМД. Этот договор, который запрещает Соединенным Штатам и России разрабатывать и развертывать ракеты наземного базирования, которые могли бы нести ядерное оружие на дальность от 500 до 5500 километров, был чрезвычайно успешным, снижая ядерную напряженность в Европе в течение десятилетий. С момента своего вступления в силу в 1980-х годах договор фактически привел к уничтожению 2700 ракет.

С тем, чтобы обратить вспять эту опасную тенденцию, ведущую к краху контроля над вооружениями, Соединенные Штаты должны немедленно принять предложение Путина продлить новый старт еще на пять лет и начать работу над последующим договором, который сократит количество развернутого ядерного оружия до не более чем 1000 единиц с каждой стороны. Этот процесс создания следующего соглашения, когда срок действия существующего соглашения о сокращении вооружений приближается к концу, успешно осуществлялся в прошлом, и нет никаких причин, по которым он не может работать сейчас. Кроме того, США должны позволить россиянам осмотреть предлагаемые объекты ПРО в Польше и Румынии, чтобы продемонстрировать, что они не могут быть использованы в наступательных целях. В ответ, нежели выйти из РСМД, США должны были бы попросить осмотреть российскую ракету 9M729 (ССК-8), которая, как утверждают американские эксперты, нарушает договор по РСМД, и достичь соответствующего решения, если ракета действительно его нарушает.

Все союзники США по НАТО говорят, что РСМД имеет решающее значение для евроатлантической безопасности. Его сохранение будет способствовать стабилизации всего режима контроля над вооружениями. На этом этапе Соединенные Штаты могли бы предпринять дальнейшие разумные и практические шаги для обеспечения того, чтобы эра контроля над вооружениями продолжалась и в будущем. Среди них должно быть официальное принятие политики неприменения ядерного оружия первым, которую недавно принял Путин и от которой отказались Соединенные Штаты со времен холодной войны, когда у Советов были превосходящие обычные силы, то есть ситуации, которой больше не существует. И, в конечном счете, и США, и Россия могли бы попытаться сделать Китай частью нового, расширенного договора по РСМД, который ограничил бы дестабилизирующие программы крылатых и баллистических ракет.