Найти тему

Не грозите южному Йемену попивая сок у себя в квартале. Часть II.

Аден находился, все таки, на самом отшибе Великой Войны, поэтому события там развивались довольно неспешно.

Между ноябрем 1914 и февралем 1915 продолжались дипломатические маневры, главной заботой британских агентов теперь стали уже не племена северного Йемена, а их собственные ручные вожди из Протектората, чья верность так же начинала вызывать определенные сомнения. Как это часто бывало на Востоке и раньше, перспектива грабежа и дележа, а так же сомнения в надежности текущей "крыши" могли привести к самым неожиданным предательствам и двурушничествам.

(это вторая часть цикла, первая тут)

События резко стали набирать скорость с февраля 1915. Спусковым механизмом послужило письмо от Имама Яхьи полковнику Гарольду Якобу (возглавлявшему военную разведку в Адене), в котором он сообщил, что остается верен Османам и, в текущих обстоятельствах, является противником Британской Империи. Начиная с февраля месяца, турки и союзные им йеменские племена (их потомки это хорошо нам ныне Хуситы) постепенно стали поджимать границы протектората, проверяя англичан и их союзников на прочность.

Одной из самых животрепещущих проблем для британцев в Адене в начале 1915 года, стал вопрос собственных сил. После реформы Китченера за оборону Адена отвечала Аденская Бригада Индийской Армии, обычно состоявшая из одного британского пехотного батальона, одного индийского пехотного и отдельных индийский саперных подразделений. Плюс несколько индийский батарей артиллерии (15-ти фунтовки и 10-ти фунтовые вьючные горные орудия)

Батальоны ротировали каждые несколько лет из-за экстремальных условий службы, с офицерской точки зрения Аден был одним из самых жутких и пыльных дыр Империи. Регулярный британский батальон (это были Ирландские Стрелки) в сентябре 1914 года убыл на Западный фронт, в декабре тоже года ему на замену прибыл 4-ый батальон Южно-Валлийских Пограничников. Это была совсем не адекватная замена, валлийцы были батальоном территориалов-резервистов, спешно мобилизованным в начале войны, плохо подготовленным в целом и совершенно не знакомым со спецификой войны в жарком климате.

Индийские силы были представлены 23-м батальоном Сикских саперов, 109-ым пехотным и половиной 126-го Белуджистанского батальона. Индийские батальоны испытывали серьезный некомплект личного состава, так как с ноября 1914 отправляли небольшими партиями пополнения из своего состава для индийских частей на Западном фронте, практически не получая ничего в замен. Кроме того, 109-ый пехотный и саперы были частично размазаны по дальним аванпостам вроде острова Перим и острова Каморан в Красном море. Проблему нехватки собственных сил британцы пытались решить отправляя оружие и инструкторов союзным вождям, однако никто не мог быть до конца уверен в их стойкости или даже в том в какую именно сторону они будут стрелять в решающий момент.

В июне 1915-го Османы предприняли первую решительную акцию, попытавшись высадиться на острове Перим. Еще в мае они заняли, разрушенный в ноябре британцами форт и оттуда 13-го июня начали обстрел британских позиций на острове из одного 105-мм орудия и нескольких 75-мм полевых пушек. В течении дня было выпущено около 300 снарядов, причинивших ущерб маяку и немногочисленным строениям на острове, гарнизон из состава 23-го батальона Сикских саперов потерь не понес. Около часа ночи, турецкие солдаты на разнообразных местных лодках доу попытались пересечь узкий пролив и высадиться на острове, однако были отражены артиллерийским и пулеметным огнем.

Главные события развернулись в начале июля 1915, когда турки нанесли удар прямо по центру Протектората - городу Лахдж в 30-милях от Адена прямо на центральной дороге, связывающей британские территории с турецкими. Городом правили давние британские союзники, текущий султан Али Аль-Абдали, был на троне меньше года и в нем британцы не сомневались, однако далеко не все даже из его ближайшего окружения были уверенны в необходимости держаться стороны англичан.

Личную гвардию султана тренировали британские инструкторы, а в начале 1915 года ему даже передали четыре 15 фунтовых орудия, однако перед лицом надвигающихся на него 6 турецких батальонов и большого числа племенных ополченцев он запросил помощи у Адена. Турки выступили в конце июня в самую жаркую погоду, однако имея хорошо приспособленные для данного климата войска и опыт продолжительных маршей по горной и пустынной местности, не испытывали больших проблем.

3-го Июля британцы срочно стали собирать отряд на помощь Лахджу, и делать это по принципу "с бору по сосенке". В сводный отряд вошло по несколько рот от всех имеющихся в наличии батальонов, плюс батарея 15-ти фунтовых орудий на верблюжей тяге и батарея горных 10 фунтовок. Марш на Лахлд начали в 3 часа утра 4-го июля и с восходом солнца начались большие проблемы. Колонна безбожно растянулась, 15 фунтовки увязли в песке, тыловое обеспечение было представлено собранием местных погонщиков верблюдов с их животными, которые шли в удобном им темпе, а часть вообще тихо свинтила вместе с британскими припасами в общей суматохе.

Батарея 15-ти фунтовых полевых орудий
Батарея 15-ти фунтовых полевых орудий

С восхода солнца марширующие солдаты начали испытывать огромные проблемы из-за палящего солнца, кроме того, взятые с собой запасы воды оказались неадекватно малы и тащились в конце колонны с погонщиками верблюдов, так же практически полностью отсутствовали медики. Уже через несколько часов после восходы солнца появились первые жертвы, двое валлийцев умерли от тепловых ударов, вскоре количество пострадавших уже исчислялось десятками причем сильно страдали и индийские солдаты. В результате в Лахдж британцы постепенно подходили в течении всего 4-го Июля, а многие (например батарея 15 фунтовых орудий и почти все валлийцы) вообще не дошли. Британцы нашли Лахдж уже в состоянии хаоса, когда местные жители то ли разбегались в разные стороны от перспективы уличных боев, то ли готовили город к обороне от всех.

Тыловая колонна из верблюдов.
Тыловая колонна из верблюдов.

В общем хаосе остался незамеченным даже тот факт, что вечером, незадолго до заката, передовая колонна турок спокойно вошла в город и оказалась на центральной площади. Англичане очнулись первыми и несколькими залпами обратили турок в бегство. В плен был взяты командир турецкого батальона майора Рауф Бей и около 40 прочих турецких военнослужащих. После первого шока обе стороны начали вести себя более осмысленно, англичане оборонялись на окраине города, в основном полагаясь на огонь своих пулеметов (среди которых были и уже устаревшие монстры калибра 0,450) и горных орудий, одну 15 фунтовку отобрали у впавших в прострацию артиллеристов султана и так же применили по назначению. Турки постепенно накапливались на окраинах и старались огнем собственных орудий загнать англичан глубже в город.

Когда окончательно стемнело ситуация резко обострилась, турецкая артиллерия подожгла город, вызвав панический хаос на улицах, кроме того бойцы султана, укрепившийся в домах по всему городу начали стрелять вообще во все что движется, в том числе в британцев, и наконец, сам султан был убит случайным выстрелом одного из индийских солдат, когда довольно легкомысленно наблюдал за ходом сражения с балкона своего дворца.

На фоне всего этого туркам удалось ворваться на улицы, где начались рукопашные бои, одновременно их йеменские союзники начали охватывать город с двух сторон. К трем утра 5-го июля британцы решили что с них хватит, боеприпасы подходили к концу (в суматохе многие местные погонщики с патронными и снарядными ящиками тоже растворились в ночи), войска не имели ни пищи ни воды, кроме того над отрядом нависла угроза окружения. Из-за нехватки верблюдов пришлось бросить две горные пушки и все пулеметы калибра 0.450 и отступать обратно в пустыню практически без запасов воды. К счастью для них, турки и йеменцы, увлеченные разграблением города, их не преследовали.

На обратном пути от солнечных ударов уже умирали десятками. Достигнув деревни и оазиса Шейх Отман, уже практически на виду самого Адена, командовавший отрядом полковник Пирсон решил, что его отряд слишком устал и не имеет нужного количества боеприпасов, чтобы обороняться тут и отступил на перешеек в районе поселка Хор Максар. Лишт через двое суток турки без боя заняли Шейх Отман.

-4

Вся экспедиция стоила англичанам около 50 убитых и раненных в бою и 35 умерших от тепловых ударов по пути туда и обратно (в основном валлийцев). Это был серьезный удар по британскому престижу, когда один из их основных союзников прямо попросил о помощи, британцы наглядно облажались и не смогли его выручить, а сам проситель потерял и свои земли и жизнь.
Мало того, у британцев теперь было две большие проблемы: во-первых турки теперь в теории могли обстреливать корабли во внутренней гавани и сам Аден, а во-вторых в руках у турок оказалось начало водопровода питающего город.
Ситуация требовала срочного решения, иначе впереди были ну очень большие проблемы.