Страхи. Они живут внутри нас. Мы бежим от пугающих ситуаций, рационализируем или идем им навстречу.
Ясно одно: у взрослых людей в арсенале достаточно средств для того, чтобы не быть парализованным страхом. И даже они срабатывают не всегда.
Что уж говорить о детях. Они живут в мире грёз и фантазий, игра- продолжение реальности. И порой это играет с малышами злую шутку.
В темноте ребенок не может опираться на визуальную информацию, потому что её становится недостаточно. Окружающий мир он "дорисовывает" своими фантазиями. Тень от ветки за окном "превращается" в щупальца пришельца, а ящик с игрушками- в его космический корабль.
Что ж, если страх темноты появился, самое время маме с папой превратиться в Чипа и Дейла и спешить на помощь!
Во- первых, проведем четкую грань между страхом и тревогой, чтобы не перепутать одно с другим.
Страх отличается существованием конкретного объекта: человека, предмета или события. Тревога- состояние, происхождение которого ребенок не может внятно объяснить.
Во- вторых, отдадим должное одной из четырех базовых эмоций человека.
Страх, радость, гнев, печаль - помните героев мультика "Головоломка"? Один из моих любимых, кстати. Его стоит пересмотреть несколько раз вместе с детьми и каждый раз будете замечать что-то новое.
Дело в том, что страх, хоть и имеет негативную окраску, но является одним из средств познания мира, которое учит более критичному и избирательному отношению к нему и уберегает от множества опасностей.
Уверена, что многие даже не задумывались об этом. А тем временем вы читаете мою статью во многом благодаря страху предков быть съеденными саблезубым тигром. Не имея страха, погибли бы все в неравном бою.
Теперь, пользуясь знаниями о том, что страх всегда имеет под собой основание в виде какого-то объекта и, перестав воспринимать его как безусловное зло, можно перейти к помощи вашим маленьким фантазерам.
Что запрещено при работе со страхами:
- Искать "объективные" причины и, не найдя их:
- Смеяться над ребенком: "глупый, никого там нет"
- Психовать: "Сколько можно меня звать?! Сто раз повторял/а - нет никаких монстров. Спи!"
Ваша настоящая задача-помочь ребенку осознать силу воображения и научить использовать её в свою пользу!
А теперь рассмотрим 4 шага избавления ребенка от страха на классическом примере, который "кошмарит" детей не одного десятка поколений:
"Монстр под кроватью"
Каждый день ребенок боится идти в кровать потому, что одержим идеей обитания под ней какого-то существа.
1) Наденьте на себя мысленно костюм супер героя. Это значит войти в состояние Взрослого, сильного, уверенного человека, способного понять, услышать и помочь.
2) Поговорите с ребенком о его монстре.
Какой он, как себя проявляет? Для чего он там живет? Есть ли у него дети/родители? Следите при этом, чтобы на вашем лице не появилась чрезмерная озабоченность и тревога. Вопросов бесчисленное множество. Внимательно слушая ответы, вы, возможно, сможете выяснить откуда взялась эта фантазия. И, если она связана с какой-то бытовой ситуацией, сможете её устранить.
3) Пофантазируйте вместе с ребенком (не вместо него) с помощью наводящих вопросов, а результатом этой фантазии должен стать срочный отъезд "соседа" к его любимой бабушке на Луну/ возвращение его в сказочный мир/превращение в доброго и пушистого Чебурашку, например.
Но бывает и такое, что ребенок категорически отказывается признавать, что монстр может быть вполне дружелюбным существом.
Тогда:
4) Дайте ребенку бумагу, карандаши и предложите его нарисовать. Не настаивайте в выборе цветов. Пусть он изобразит монстра именно так, как чувствует. И даже если малыш еще не умеет рисовать, предложите ему, закрыв глаза, водить карандашом по бумаге. Получившееся "чудовище" может вызвать смех, что само по себе иногда решает проблему. После того, как рисунок готов, спросите, что теперь ребенок хочет с ним сделать. Вариантов масса: порвать, сжечь (под присмотром взрослого), скомкать и выкинуть в окно, повесить на стену в яркую рамочку.
Помните,что главное- это уверенность ребенка в том, что он всегда может обратиться к вам за помощью. Не боясь получить в ответ раздражение или непонимание.