Найти тему

Жительнице Бугульмы день принятия комсомола запомнился надолго

В редакцию «Бугульминской газеты» пришло письмо от нашей землячки Людмилы Васильевны Золотухиной, наполненное теплыми воспоминаниями о комсомольской юности и тревогой за судьбы подрастающего поколения.

Пожилая женщина не только рассказывает о комсомольских делах, своей работе на железной дороге и о том, как юноши и девушки 50-60-х поднимали целину, но и обращается с просьбой – жить по совести, беречь нравственные ценности, воспитывать молодежь в духе патриотизма.

– В Бугульме отметили 100-летний юбилей комсомола. Об этой молодежной организации у меня самые теплые воспоминания. Думаю, многие мои сверстники – люди довоенного и послевоенного возраста тоже гордятся своей комсомольской юностью. Жили мы  нелегко, выдержали все тяготы войны и послевоенного времени, но у нас всегда была вера в светлое будущее.

Еще в 1946 году наша семья, как и многие другие, в поисках лучшей доли по вербовке переехала из Рязанской области в Калининградскую. В те годы дети ходили в школу в соседнее село, за три километра. В октябре 1951-го меня принимали в комсомол. Этот день, наполненный приключениями, запомнился надолго.

Утром на грузовой машине нас повезли в районный центр Багратионовск.

От редакции: до 1946 года – это поместье Прейсиш-Эйлау, известено, по большому счету, из-за знаменитой битвы 1807 года, в которой Наполеон, воюя с русскими драгунами во второй раз, впервые не смог одержать победы.

На обратном пути, а это 20 километров до нашей деревни, грузовик сломался. Вечера осенние холодные. Старшие разожгли костер, и мы грелись. Машину удалось завести, когда уже темнело, и наконец-то поехали. До школы добрались уже ночью. Но, чтобы попасть домой, нам с подружкой Наташей нужно было пройти еще три километра через лес. И хотя он был небольшой, днем там было сумрачно, а ночью очень темно. Кроны деревьев, стоявших на дороге, были густые и сходились наверху. Поэтому свет луны и солнца не проникал сквозь них. Ох, и жутко было, когда мы, совсем юные девчонки, сцепив руки, чуть дыша и дрожа от страха, ступили на лесную тропу.  Сердца наши, и впрямь, ушли в пятки.

Дело в том, что про эту дорогу, которая проходила и через овраг, ходили дурные слухи в округе. Там внизу, у ручья, раньше стоял полуразрушенный ресторан, точнее – какое-то питейное заведение немцев. Местные рассказывали, будто бы на эту дорогу время от времени по ночам выходил золотистый конь. И все верили этим байкам. Как только мы с подружкой вышли из этого страшного леса, припустились бежать, на сколько сил хватило. Дом, где жила Наташа, был ближе к лесу – мы скорее туда. Только когда забрались уже в постель и отогрелись, перестали стучать зубами от холода и страха.

А потом начались комсомольские будни. После войны в нашей местности осталось много безымянных могил, и молодежь ухаживала за ними. Помню, как с подругой Полиной делали цветы из цветной бумаги, венки из веток туи и ели. Посыпали дорожки битым кирпичом, чтобы не зарастали сорняком. Позже, когда я уже переехала в другой город, останки советских солдат из одиночных могил перенесли на центральную площадь, где сделали братское кладбище.

После окончания десятилетки поступила в Калининградский железнодорожный техникум. А в 1958 году, получив диплом, по распределению устроилась работать на станцию Бугульма Уфимской железной дороги. С этой дистанцией пути была связана вся моя дальнейшая жизнь. Там я работала вплоть до ухода на пенсию. Была секретарем комсомольской организации. Активно участвовала во всех мероприятиях города и железнодорожного узла. Центром всех молодежных дел и праздников был клуб имени 14 Павших.

В 1960 году многие представители бугульминской молодежи отправились поднимать целину, и я – вместе с ними. Партия сказала: надо! Комсомол ответил: есть! Сначала нас привезли в Казань, где выдали комсомольские путевки. Потом мы долго ехали в товарном вагоне бесконечно длинного состава до Казахстана. Добирались до целинных земель около пяти суток. Всю дорогу общались, пели веселые песни, шутили.

Из Уральска на грузовых машинах нас повезли до маленького районного городка Джамбейты, потом – в бригаду, которая располагалась в пяти километрах от данного населенного пункта. Там уж было не до песен. Вокруг – степь, жилья никакого, пыль на одежду ложилась толстым слоем. Укрывались, кто чем мог.

От редакции: освоение целинных земель началось в 1954 году. В СССР намечался дефицит зерна. Более 50 тысяч комсомольцев из центральной части страны отправились в Актюбинскую область распахивать степи Казахстана, высаживать хлебные культуры. Во время выполнения правительственной программы в Казахстане, Заволжье, Сибири и на Урале в целом было вспахано и засажено новыми культурами более 45 миллионов гектаров целинных земель.

Поселили нас в глиняной мазанке: с одной стороны расположились девчата, с другой – ребята. Спали на соломе, все удобства – на улице. Недалеко была еще одна мазанка, где жила семья чабана. Работали, кто где, – на комбайнах и на току, собирали сено. Доводилось и овец стричь. Кормили хорошо, особенно запомнилась картошка со свежей бараниной. Очень было вкусно! Еду варили в котлах, в поле. Пока несешь тарелку с горячей едой, того и гляди, что мух накормишь. Вот так и жили, и трудились – ударно, с утра до вечера. Развлечений никаких – работать приехали! Только вечерами – беседы задушевные да песни.

По окончании срока работ нам выдали кое- какие деньги, и мы с Уральска на такси добрались до Бугульмы. Вот такой была наша юность. Я не жалею о том, что была комсомолкой, и горжусь этим. До сих пор берегу свой комсомольский билет. Но порой бывает обидно, когда слышишь, как переиначивают смысл истории нашей страны, отвергая все начинания и достижения комсомола во имя светлого будущего. А Ленина, которого мы считали своим вождем и учителем, называют «немецким шпионом». Однажды (я тогда была уже членом компартии) мне довелось присутствовать на церемонии приема детей в пионеры, в Ульяновске, в зале торжеств Ленинского мемориала. Под звуки барабана, под знаменем лучшие, самые достойные, шли стройными рядами. Как это было волнительно для нас, взрослых, а для ребят – тем более! Думаю, что они этого никогда не забудут.

В настоящее время нашей молодежи не хватает такой сильной, дисциплинированной организации, которая объединила бы их в своих рядах общей идеей, целью, духом патриотизма и ответственности за судьбу Родины. Будь сегодня комсомол, того неравнодушия, неуважения, ненависти и керченской трагедии не было бы. И не было бы в интернете жестоких сцен избиения своих одноклассников, прохожих на улице или отдыхающих в кафе людей. Воспитывать надо подрастающее поколение в духе патриотизма! Брать пример есть с кого – со старшего поколения! Кроме того, у нас много хороших, удивительно талантливых, целеустремленных, преданных Родине молодых людей! И это радует.

Людмила ЗОЛОТУХИНА

Еще больше новостей читайте на bugulma-tatarstan.ru