Бабушке было уже под 70 лет, но она продолжала держать коров. Точнее дойная корова была одна, бабушка её очень любила и когда к вечеру возвращался деревенский табун, бабушка брала с собой краюху хлеба посыпанного солью.
Корова издалека привечала хозяйку и с громким мычание неслась к бабушке рассчитывая на угощение. Кто-то гнал скотину хворостинкой, кто подгонял громкими криками, а бабушка просто приходила и подзывала свою любимицу:
-Майка, Майка, айда киль. Ай матурым! (башк: Майка айда идем, красавица)
Майка не отставала от хозяйки изредка облизывая руки бабушки на которых оставались частички соли. Молока корова давала не так много, да и коровка то была не очень большая. Однако молоко всегда было жирным и получалось много сметаны. На веранде у бабушки стоял огромный почерневший ручной сепаратор, когда мне было года три-четыре я боялся его звука. Уж больно громко он гудел. Но вот свежую теплую сметану я слизывал прямо из секций сепаратора когда бабушка разбирала его.
Часто бабушка делала сыр, свой настоящий, домашний сыр. Никаких специй и особых секретов приготовления не было – кипятилось молоко, добавлялась закваска и соль, далее варилось это действие еще немного. Консистенцию бабушка процеживала через дуршлаг с маршей и в этой же марле выносила в погреб накрывая грузом.
Там сыр спел примерно часов 12, можно было кушать и раньше, но почему-то я запомнил что именно 12 часов. Все это время я ерзал на стульчике ожидая, когда же разрешат попробовать сыр. Сыр из детства сильно запал мне в душу. Возможно, это просто воспоминания из детства, но вкуснее сыра я так и не пробовал.
Пролетели годы, заболела и померла бабушкина Майка, постарела и бабушка, переехала жить к младшему сыну где и померла. Бабушкин домик на склоне горы остался совсем один, ветхий коровник под тяжестью снега рухнул. Да и коровье стадо в деревне сократилось в несколько раз. С два десятка коров сейчас и пасти не нужно – гуляют сами за околицей. А вот сыра нет.
Более того, в нашей стране сыр внезапно стал стратегическим продуктом, дорогим и санкционным. Сыр сейчас как лакмусовая бумажка всей экономики страны. Сколько бы наши правители не кичились 40% всех земных богатств, сыр произвести мы не можем. В том суррогате что на полках магазинов что угодно – пальмовое масло, крахмал, пищевой краситель аннато, кальций хлористый, фосфорная кислота… Я что учебник химии зажевал или сыр? А ведь еще суют аскорбиновую кислоту и кармин для полного счастья.
Вы это серьезно? Для сыра нужна закваска, молоко и соль! Ребята, так что получается мы сегодня и сыр произвести не можем?? Нам проще привезти за тысячи километров пальмовое масло, нежели достать обычное молоко? Сказать, что я неприятно удивлен – это не сказать ничего. И дело не в том что я внезапно возжелал какой то элитный европейский сыр, нет. В Европе традиции сыроварения уходят в глубь веков, но ведь и мы еще лет 30 назад делали неплохой такой сыр. Я просто хочу обычный сыр, но из молока, а не крахмала и пальмового масла.
Почему же в Белоруссии делают сыр, именно делают, а не тот санкционный на который наклеивают белорусскую этикетку. Наверно дело в том, что сябры после развала Союза не спешили отменять ГОСТы и делали на совесть, а наши освободившись от контроля стали делать лабуду забыв о всяком контроле качества. Привет омским мужикам купающимся в сырной закваске.
Наверно когда-нибудь по опустевшим пастбищам вновь потянутся коровы-кормилицы, как прежде будут звенеть колокольчики, а пацаны пастухи с важным видом восседать на лошадях. Как ни крути мы аграрная страна, жаль не все наверху понимают, что нефть на завтрак не съешь и газом не запьешь…