Узбекистан, Ташкент - АН Podrobno.uz. Жизнь монахов скрыта от посторонних глаз и праздного любопытствующего вторжения не допускает.
Естественно, вокруг неизвестного всегда формируются стереотипы, которые чаще всего имеют мало общего с действительностью. О том, ради чего человек дает обед безбрачия и что же такое монашество, в интервью корреспонденту Podrobno.uz рассказал наместник Свято-Георгиевского мужского монастыря Чирчика игумен Нектарий (Блинов).
– В какой момент своей жизни вы решили стать монахом?
– К христианской жизни я пришел сам, то есть наставлений со стороны взрослых не было. Дело в том, что я из простой советской семьи, моих родителей не назовешь глубоко религиозными, но они верующие люди. В 14 лет я впервые за долгие годы попал в храм в день празднования Пасхи, и мне настолько все понравилось, что с тех пор я стал постоянно посещать церковь, а потом и вовсе переехал туда жить.
Поэтому можно сказать, что к служению Богу я пришел в юношестве, а сан принял в 21 год. Естественно, я не успел получить профессию. После совершеннолетия я уехал жить в мужской монастырь в Россию, принял там монашество и рукоположение. Проучился в Воронежской духовной семинарии, а потом вновь вернулся в Ташкент, чтобы продолжить свое служение. Здесь окончил Ташкентскую духовную семинарию, а впоследствии Московскую духовную академию – высшее учебное заведение Русской православной церкви.
- Как отнеслись родители к вашему выбору?
– С пониманием. В семье не было атеистического настроя. Как я уже сказал, родители были верующие, но, как многие говорят, эта вера была в душе. Поэтому меня не отговаривали. Конечно, мама с папой давали совет, чтобы я еще раз все взвесил, дабы не совершить ошибки в своей жизни, о которых мог бы впоследствии пожалеть. Я понимаю своих родителей и глубоко убежден, что решение уйти в монастырь не должно приниматься в спешке и быть импульсивным.
Это решение должно быть осознанное, ведь этот путь выбирается раз и на всю жизнью. Поэтому в монастырь не принимают сразу, человеку дают возможность сначала потрудиться, почувствовать монашескую жизнь изнутри. Мне сегодня 37 лет и практически 16 лет я совершаю служение и пока ни разу не пожалел о своем выборе.
– Вы стали не просто священнослужителем, а приняли монашеский крест. Многим тяжело понять, ради чего человек отказывается от мира, удовольствий, от возможности иметь детей, наконец. Неужели родители так легко отнеслись к тому, что вы им не подарите внуков?
– Конечно, были беспокойства на этот счет. Я постарался донести до них, что хочу полностью посвятить себя помощи людям, и у меня не останется времени для своей семьи. Монашество и семья – два разных пути, одинаково сложных. Нужно выбирать одно из двух. Родители задумались об этом, поскорбили, а потом поняли меня. Кстати, помимо меня в семье есть еще трое детей, поэтому внуков у родителей предостаточно (смеется).
– Какими отличительными качествами должен обладать монах?
– Прежде всего, он должен быть молитвенником, хорошо уметь молится Богу не только за себя, но и за всех тех, кто к нему приходит. Церковь всегда превозносит молитвы о своей пастве, стране, в которой она находится, и за мир во всем мире. Монастырь – это духовный центр, куда всегда приходили люди для того, чтобы поделиться своими проблемами, болью и переживаниями, и найти там утешение. Поэтому монах должен полностью себя отдавать Богу и людям.
– От чего отрекаются монахи?
– Если говорить в целом, то монахи дают три обета: обет послушания – отказ от жизни по своему хотению; обет нестяжания – отказ от личной собственности; и обет безбрачия – отказ от семейной жизни. Он должен жить в абсолютном послушании у руководителя монастыря, вдали от обычной жизни. Бог требует полного нестяжания, то есть отсутствия стремления к материальным благам, не только к деньгам, но и вещам, имуществу.
Каждому монаху обязательно дается какое-то послушание. Это любая работа при монастыре. Кстати, что касается еды, то монахи полностью отказываются от еды.
– Священник это не только призвание, но и профессия. У вас есть трудовая книжка?
– Да, конечно. Любой священнослужитель заключает трудовой договор с тем приходом, в котором совершает свое служение. Он получает официальную зарплату потому, что большая часть священнослужителей – семейные люди. Естественно, им нужны средства для содержания жены и детей. Со стороны Церкви полностью соблюдается трудовое законодательство Узбекистана. Все отчисления в налоговую инспекцию, пенсионный фонд и другие органы исполняются. В моей трудовой книжке написано, что работаю настоятелем прихода.
– Но на пенсию священники не выходят, так?
– Священнослужители имеют право раз в год взять отпуск, но они не выходят на заслуженный отдых. Дело в том, что у нас нет ограничений по возрасту, в церкви могут служить до конца своей жизни. Но в пожилом возрасте многие часто болеют, и нередко священники по состоянию здоровья не могут совершать свое служение. В таких условиях, на какое финансовое обеспечение они могут рассчитывать, если в свое время никаких отчислений государству не делали?! Поэтому у нас каждый священнослужитель работает официально.
– Все ли священнослужители живут в церкви?
– Нет, но церковь обеспечивает жильем своих священнослужителей. Конечно, большая часть священников, имеющих семью, живут в стенах церкви. Если нет места в доме дл священника на территории храма, то батюшке подыскивают поблизости квартиру.
– Приходилось вам освещать необычные места, предметы?
– Верующий человек в своей жизни должен освещать все, с чем он сталкивается – жилье, работу, одежду, ведь мы не знаем, кто и из чего ее изготовил. Все, что совершаем в этой жизни, мы должны совершать во славу Бога, поэтому надо предварительно получить у него благословение.
Поэтому к нам часто обращаются верующие люди с просьбой осветить недвижимость или рабочее место. Например, кто-то приобрел магазин, и хочет, чтобы священник совершил молитву на успешное начало этого дела, окропил святой водой, чтобы все это совершалось во славу Божью. Естественно, мы не освещаем вино-водочные и табачные магазины или те торговые точки, где реализуют товары, наносящие вред здоровью человека.
– Верите в темную силу?
– Если есть Бог, то есть и дьявол. В Священном писании четко говорится, что есть часть ангелов, которые отпали от Бога, и все время они воюют за душу человека, кому он будет служить – Богу или дьяволу. Если есть Божьи служители, значит, есть и люди, которые служат дьяволам. Конечно, мы можем называть их как угодно – колдуны, чародеи, ведьмы и так далее.
– С темной силой все ясно, а что расскажите о себе? Чем вы увлекаетесь?
– Все, что находится в светской жизни, мне как монаху чуждо. С другой стороны, у меня есть человеческие потребности. Я очень люблю читать книги, особенно, исторические. В свободное время копаюсь в палисаднике перед церковью или читаю книги. Помимо этого, я очень люблю рыбалку, но на нее у меня никогда не хватает времени.
– Монахи пользуются интернетом?
– Не все. Я достаточно активно пользуюсь. Дело в том, что у нашего монастыря есть свой сайт, электронная почта, несколько телеграмм каналов о православии, которые обслуживаю я и мои помощники. Мы ведь должны как-то обмениваться информацией с Управлением Московской Патриархии, поэтому интернет нам очень нужен. Кроме того, к нам обращаются люди через интернет, с просьбой помочь найти ответы на беспокоящие их вопросы.
Стоит ответить, что Свято-Троице-Георгиевский мужской монастырь, расположенный в городе Чирчике под Ташкентом, является единственным в Средней Азии мужским монастырем.
Его история берет свое начало в конце XIX века, когда в селе Троицкое, где сейчас располагается город Чирчик, было начато строительство храма для жителей села. Построенный молитвенный дом освятили в 1897 году в честь великомученика Георгия Победоносца.
Затем началось возведение храма, оно длилось около двух лет. До монастыря он разросся позже – в 1996 году. На сегодняшний день там проживает небольшое количество монахов – всего 10 человек. Во-первых, территория храма не позволяет расширить количество служащих. С другой стороны, монашество – это призвание избранных, и не каждый может его понести. Ведь монахи живут не своей жизнью, а жизнью других людей.
Кстати, в Свято-Троице-Георгиевский мужской монастырь ведет большую социальную деятельность. Ежедневно монастырь кормит горячим питанием всех малоимущих, которые приходят к ним. В будние дни раздают питание на 30-40 человек, а на выходных к ним покушать приходят около 100-150 человек. Кроме того, еженедельно нуждающимся в храме раздают продуктовые пакеты, собранные из того продовольствия, которое приносят прихожане.
Новости не выбирают: читайте все самое интересное в Telegram-канале АН Podrobno.uz