Я был домашним ребенком. В садик родители меня решили не отдавать, а потому выстраивание отношений со сверстниками было сложное и болезненное. Мать, которая кстати, профессиональный психолог, всегда говорила мне: если кто-то дерется – отойди. Не дерись, а попытайся поговорить и решить конфликт мирно.
К сожалению, хулиганы не хотели внимать детским аргументам и колошматили меня по чем зря. К сожалению, пацифистские жизненные установки в детском коллективе не работали, если ты не выглядел достаточно крупным. Сейчас мне кажется, что у хулиганов была программа на день, от которой нельзя отклонятся: отработать приемчики на подвернувшемся под руку оппоненте, который будет заведомо слабее, пнуть котенка, кинутся в кого-нибудь камнем, сломать дерево…
В итоге я всегда огребал и лишний раз на улицу старался не выходить. К сожалению, в школе ситуация значительно усугубилась (ведь дома уже не отсидишься) и я страдал от побоев почти до старших классов.
С мальчиком все однозначно: он обязательно должен быть готов постоять за себя и об этом должны знать другие дети. Пацифистские установки сработают только в этом случае.
С девочкой все несколько сложнее. Сейчас дочка подходит к «кризисному» 3-х летнему возрасту, когда на первый план выходит взаимодействие со сверстниками. Дети общаются, учатся дружить и ссорятся. Предлагать решать конфликты словами точно не вариант: словарного запаса у малышей точно может не хватить для объяснения и тогда в ход точно пойдут кулаки.
Я четко объяснил своему ребенку, что она не должна давать себя в обиду и не должна нападать первой.
В садиковской группе есть несколько задир, от которых иногда достается другим детям: толчки, укусы, пинки. Моя пару раз жестко ответила на такие поползновения и ее больше не трогают, несмотря на то, что она самая маленькая. В итоге хулиганы переключились на тех, кто не обороняется.
С женой выясняли, что жалоб на нашу дочку от других родителей нет: сама она ни на кого не нападает. Чужие игрушки не отбирает и делится своими.