Совершенно случайным образом (это практически всегда бывает именно так) совершила для себя ОТКРЫТИЕ.
Думаю, что это будет новостью не только для меня...
***
Только вечер затеплится синий,
Только звезды зажгут небеса,
И черемух серебряный иней
Уберет жемчугами роса, -
Отвори осторожно калитку
И войди в тихий садик как тень,
Да надень потемнее накидку,
И чадру на головку надень.
Там, где гуще сплетаются ветки,
Я незримо, неслышно пройду
И на самом пороге беседки
С милых губок чадру отведу.
Поэт: Алексей Николаевич Будищев (1864—1916)
Композитор: Всеволод Иванович Буюкли (1873—1920)
Время создания: 1898 г.
Оба автора к настоящему времени основательно забыты.
Первая публикация романса: 1898 год, отдельной нотной тетрадью с музыкой В. И. Буюкли и текстом А. Н. Будищева.
Однако, впоследствии это издание затерялось во времени, и долгое время автором романса «Калитка» считался другой композитор — Александр Трофимович Обухов, что не соответствует действительности.
Несколько строк об истинном авторе «Калитки»
Алексей Николаевич Будищев. Имя этого русского литератора конца XIX — начала ХХ веков совсем незнакомо нашим современникам. Ни одно из его произведений не было переиздано, сведения о нем, да и то крайне маловразумительные, с трудом можно разыскать даже в специальных изданиях. О нем помнят только краеведы да утонченные знатоки истории русской литературы. А между тем в конце позапрошлого и начале прошлого веков этот писатель пользовался большой популярностью у читателей, как автор юмористических рассказов, романов, стихов и даже пьес. Он оставил большое литературное наследство, сейчас, к сожалению, совершенно забытое. При жизни Будищев был известен куда более. Входил в круг известнейших столичных литераторов.
«…Я живу исключительно литературным трудом, отдаваясь ему всецело и не пробуя от него отойти. Хочу умереть писателем».
Известность у современников Будищев приобрел своими рассказами (сборники «Степные волки» — Спб., 1897; «Разные понятия» — Спб., 1901; «Черный буйвол» — Спб., 1909), писал он также и романы («Пробужденная совесть» — Спб., 1900;) «Лучший друг» — Спб., 1901; «Солнечные дни» — Спб., 1909; «Степь грезит» — Спб., 1915; «Торжество зла» — Пг., 1916 и другие), пьесы (драмы «Живые и мертвые», «Катастрофа» — 1897; водевиль «Странная история» — 1901).
Алексей Николаевич Будищев был довольно плодовитым писателем. За свою жизнь этот автор напечатал пять больших романов, свыше двух десятков сборников рассказов и немало стихотворений.
Так сложилось, что произведением Алексея Николаевича Будищева, благодаря которому он вошел в современность стало стихотворение без названия. В своем заглавии оно повторяет строку первой строфы «Только вечер затеплится синий…», но положенное на музыку оно стало более известно, как «Калитка».
Стихи написаны дворянином, поэтом Алексеем Будищевым, а вот музыку ошибочно приписывают Александру Обухову.
Настоящий же композитор «Калитки» - Всеволод Иванович Буюкли, гениальный русский пианист, ученик А. Пабста, один из лучших интерпретаторов музыки Скрябина, эксцентричный и яркий человек. Современники В. Буюкли вспоминали, что он выходил на сцену порой с кожаным мешком, а в этом мешке находились кошки. Но играл он божественно! По свидетельству Рахманинова, Буюкли своим концертом в Варшаве произвёл настоящий фурор.
Всеволод Буюкли постоянно напоминал ученикам, что научить подлинно художественной игре, в сущности, невозможно, что к этому ученик должен прийти сам, путем развития своего воображения, ума и сердца. «А потому, - говорил Буюкли, - развивайте себя философией, чтением, путешествием, природой, общением с людьми, и вы начнете осмысленно играть».
Судьба забросила его в Ташкент незадолго до Великой Октябрьской социалистической революции, оттуда в начале 1921 года Всеволод Буюкли отправился на гастроли в Баку вместе с матерью, но они так и не доехали туда…
Советская граммофонная пластинка, выпущенная в 1937 году Ногинским заводом грампластинок Наркоммаша СССР.
Диаметр 25 см, скорость — 78 оборотов. На одной стороне диска записана песня «Снова пою» — как указано на пластинке, на музыку и стихи В.Семёнова. На второй стороне — легендарный русский романс «Калитка», автором мелодии и слов которого указан Александр Обухов. Обе композиции звучат в исполнении знаменитого тенора Вадима Козина в сопровождении джаз-оркестра под управлением Николая Игнатьева. Это очередной музыкальный артефакт советской довоенной поры, на этикетке которого не указаны настоящие авторы песен.
Автором слов и музыки к популярнейшему некогда романсу «Калитка», исполненному на второй стороне представленной пластинки, также значится один человек — Обухов — опять же без единого инициала. Выяснилось, что речь идет об Александре Трофимовиче Обухове (1861—1929) — известном в Российской империи гитаристе и теноре. Его авторство указано и на всех нотах, выпущенных в советский период. Однако на самом деле Александр Обухов вовсе не сочинял «Калитку» — об этом в интервью исследователю романса Юрию Бирюкову (1908-1976) в 70-е годы рассказала дочь музыканта — народная артистка РСФСР Варвара Обухова:
«Я была в ту пору еще очень маленькой, но часто слышала, как, собираясь в гостиной нашего дома, пели этот романс мой отец, Александр Трофимович, его брат — Сергей Трофимович, и мои кузины — Надя и Аня. Нередко участвовал в этих импровизированных домашних концертах гитарист и певец Николай Николаевич Кручинин. Вероятно, с его голоса и не без его участия романс «Калитка» распространился потом на эстраде и был подхвачен другими исполнителями. Где-то в середине 20-х годов к нам домой пришли нотный издатель и директор магазина на Кузнецком Мосту А. А. Переселенцев и молодой композитор Матвей Блантер. Они попросили папу напеть мелодию и слова романса. Блантер сказал: «Я это запишу…» Вот тогда вышли ноты. Запомнилось мне еще из рассказа мамы, что стихотворение «Калитка» папа нашел в дореволюционном отрывном календаре и несколько видоизменил его. Имени поэта в том календаре не указывалось. Очевидно, поэтому стали приписывать отцу и слова романса».
Вот так, совершенно случайно, «Калитку» на долгие годы записали в актив Александра Обухова.
Незадолго до смерти Будищева, в 1916 году, солидный даже по тем временам журнал «Огонек» в №44 опубликовал его очень популярное на тот момент лирическое стихотворение «Калитка».
Точнее, стихотворение вышло под названием «Только вечер затеплится синий», озаглавленное по первой строке первой строфы. Известно, что написано оно было не позже 1898 года. Наверняка оно бы забылось как и большинство творений Алексея Николаевича, если бы им не проникся в том же 1898 году молодой композитор из Сергиева Посада — выпускник Московской консерватории Всеволод Иванович Буюкли. Он был буквально очарован мелодичностью и чувственностью будищевской любовной лирики, поэтому положил его слова на свою музыку — в результате получился шедевр, который до сих пор исполняют в самых разных уголках мира. В 1898 году романс «Калитка» был издан отдельной нотной тетрадью и с тех пор вот уже 120 лет шагает по планете.
Западному слушателю и зрителю бередящий душу романс «Калитка» наиболее знаком по американскому фильму военной поры (1943 год) «Сестра моего дворецкого» в исполнении звезды Голливуда, канадской актрисы Дины Дурбин. Кстати, она его исполняет на русском языке, хоть и с сильным акцентом. Судя по многочисленным восхищенным отзывам иностранцев, русская «Калитка» была способна разбередить не только русскую душу.
Вряд ли западные любители русских романсов знают, кто создал восхитившие их песни. Главное, чтобы не забывали о них мы.
Странно, что исполнителями романса являются в основном женщины, хотя стихи написаны от мужского лица...
Истинных авторов удалось выяснить композитору и музыковеду Юрию Бирюкову.
На сайте собраны практически все записи исполнителей «Калитки», начиная с 32 года, выпущенных и в Германии, и в России. Споры за авторство не утихают до сих пор.