Сегодня я хочу предложить вам весьма интересную и увлекательную “игру”. Она поможет развить вашу логику, удивит фантазию и расскажет немного о том, как устроены связи между словами в нашем мозге.
Суть игры простая: вооружаемся инструментами для записи (лично я предпочитаю ручки и блокноты, но заметки в телефоне тоже подойдут) и пишем пять эпитетов к слову шкаф. Постарайтесь не увлекаться цветом, у шкафа очень много других свойств. Напомню, что эпитеты - это слова, которые описывают предмет, делают его конкретным в воображении. Например, слово “спелое” подойдет для описания яблока.
У меня получилось: деревянный, высокий, купе, коричневый, встроенный. Надеюсь вы тоже справились.
Теперь перейдем к более интересной части игры. Напишите пять эпитетов, которые не сочетаются со словом “шкаф”. Пример слов, которые не сочетаются - “прозрачное железо”. Дайте себе пять минут чтобы подумать и давайте продолжим.
Сколько написали? Готова спорить, что не больше двух.
Почему так происходит?
Вся лингвистическая система в нашем мозгу напоминает библиотеку. У вас есть огромная картотека связей между словами. Каждое слово, которое вы хотите сказать - это книжная полка, а эпитеты - книги на этой полке. Чем больше вы читаете, учитесь и общаетесь, тем больше в вашем мозгу книжных полок и тем больше книг на них стоит.
Если связь между двумя словами в вашем мозгу не настроена, то мозг сразу же пытается исправить эту ситуацию.При помощи воображения, мозг пытается “притянуть за уши” и найти связь, которой нет. Когда вы читаете о стеклянной машине, первые несколько моментов ваш мозг тормозит, потом соединяет две знакомые вещи и рисует идеальную картинку, например, хрустальную скульптуру для интерьера.
Кстати, есть и простой способ решения задачи, поставленной в игре. Вы берете не один, а два предмета и переносите их свойства друг на друга. По этому принципу строится один из методов поиска новых идей - метод фокальных объектов.