Сегодня я хотел бы поднять один большой вопрос. Только он не из тех, что многим из Вас будет приятно услышать. Однако он настолько важен, что я не могу его не затронуть. Вопрос заключается в том, что если бы я сказал вам, что с каждым днем в школе дети становятся менее сообразительными. «Как такое вообще возможно?» - спросите Вы. « Ведь в школе дети узнают много нового, со временем знания накапливаются, и дети должны становится умнее. Как же они при этом могут становиться менее умными? О чем это ты?» - спросите Вы.
Небольшая предыстория:
До 14 лет я был ребенком, который не знал, чего хочет от жизни. Обычно, если спрашиваешь у детей 5-6 лет, кем они хотят быть, когда вырастут, они отвечают космонавтом, врачом, художником или музыкантом. Я же хотел стать бизнесменом. Вопреки своей мечте, я продолжал просто слушать своих родителей практически все время. Я был уверен, что они знают, что для меня лучше всего. Мои родители хотели от меня того же, чего хочет от ребенка любой родитель: учиться в школе, получать хорошие оценки, заниматься спортом хотя бы раз в год. И я старался выполнять все их пожелания, но проблема была в том, что я не особо хорошо учился, я ничего не понимал в естествознании, не мог написать страницу эссе, даже если от этого зависела моя жизнь. Я даже сейчас считаю себе единственным ребенком, который ничего не понимает в математике, и да, это на самом деле так. Но когда мне исполнилось 14, всё кардинально изменилось. Я больше не напоминал «воздушный шар», которого просто несет по ветру, а был «сверхзвуковым Боингом», который стремился к своей цели. Всё началось с того, что я получил письмо по почте. Это было приглашение на соревнование по бизнес идеям в Москве. И мне стало любопытно, что я решил поехать, не смотря на то, что родтели и учителя были против, ведь я мог отстать от программы. Руководитель объяснил нам, что в течение 3 недель нам надо собрать команду, разработать бизнес идею и представить их коллегию судей, которые будут нас оценивать по качеству наших идей. Говоря коротко, закончилось это тем, что мы с командой были в списках лидеров и привезли домой чек. Одно такое событие зажгло мой интерес к подобного рода соревнованиям. В течение последующих 2-х лет я принял в десятках подобных соревнований и в большинство из них занимал не плохие места. И я понял, что мне нравится участвовать в подобных мероприятиях не из-за выигрыша, а потому, что я открыл в себе нереализованное увлечение. Это было желание что-то создавать, потому что единственное, что отличало мою команду от других команд, это что всякий раз, когда все представляли свои проекты на слайдах, мы, нарыв в домашнем хламе и докупив что-то по мелочи, реализовали наши идеи наглядно. И у судей просто рты открывались от того, что какая-то группа подростков может так запросто создать что-то, делать прототипы и разработать максимально жизнеспособный продукт. На одном из таких конкурсов я встретил одного вспыльчивого парня из Санкт-Петербурга, который подошел к нам, посмотрел на наш проект и сказал нам: «Я могу помочь вам превратить всё это в настоящую кампанию». Загоревшись мыслями о воплощении своих идей в реальном мире, мы решили действовать кардинально, даже если придется жертвовать школой. И для начала нам требовалось расширить свою команду такими же ребятами как мы. Будучи школьниками, мы подготовили презентацию и пошли искать ребят в своей школе, но в ответ получили то, что кто-то либо не пришел, либо усмехались над нами. Для эксперимента, мы решили не обращаться к ученикам старшей школы, а обратились к младшей школе. Маленьким детям, которым всего по 6-8 лет. Результат был феноменальный. Такого интереса мы никак не ожидали, дети проявляли огромный интерес, некоторые даже понимали такие вещи, которые, по сути, не должны и выговаривать в своем возрасте и могли предлагать свои какие-то нестандартные идеи.
В чем же суть, господа. Разница в двух таких экспериментов была огромная, и виною тому наша система образования. Как раз эти 5-7 лет нашей образовательной системы (5-11 классы), сделали из креативных и творческих детей тех самых старшеклассников, которые не желали думать вне устоявшихся рамок. И можно снова задать тот самый вопрос: «Как же так получается, что школа делает детей менее умными?» Чаще, школа задает рамки нашему разуму только в виде академического интеллекта, то есть школа нас учит физике, математике, биологии и так далее, но в тот же момент лишает нас творческого мышления. Школа заставляет думать детей по одному направлению, по стандартной проторенной дороге, которая предполагает собой получение предметных знаний, оценок по ним, аттестата, поступления в ВУЗ и устройства на стабильную работу. «Если же ты завернешь, то не быть тебе “успешным”» - такую мысль закладывают в голову каждому ученику. Но почему же тогда часто происходит так, что двоишники становятся начальниками тех самых отличников в школе? Никогда не задавали себе такой вопрос? Практически ни один успешный человек никогда не отсылает нас к тому, что для достижения своей цели надо просто хорошо учиться в школе. А ответ заключается в том, что предсказание успехов в будущем нельзя судить только по академическим знаниям. Безусловно, элементарная академика необходима, но нельзя допускать того, чтобы это академическое мышление задвигала рамки для настоящей личности ребенка. У воспитателей, учителей и родителей есть огромная возможность вдохновлять молодежь, поддерживать в том, что нравится и получается, пробовать новое, а не заставлять делать то, что «надо» лишь по стереотипному мнению, считая, что залог «успеха» зависит лишь от оценок в школе.