БЖЖ, грепплинг и ММА достаточно миролюбивы по отношению к другим единоборствам (чего не скажешь о некоторых адептах каратэ, ушу или даже самбо), это даже выражается в их технике, открытой для любых приемов, имеющих прикладное значение.
Вы не увидите там рассуждений на тему, надо ли держать тут рук так, потому что ее так держал Емельяненко или делать рычаг локтя именно так, как это делал Роузи. То есть, здесь нет или, пока нет, устоявшихся стереотипов, мешающих меняться бойцу и стилю. В тот момент, как многие «традиционные» стили замыкаются именно на жесткой преемственности, часто не замечая и не понимая, почему они так делают. Ну, вот какой-то дедушка окинавский так решил делать (кстати, где никто в реальности до появления иностранцев, ничего и не применял). Это может не работать, даже выглядеть нелепо, но такова традиция.
Часто, приходя к тому или иному тренеру или переходя в другое единоборство, мы сталкивались с тем, что нас начинали «ломать», вместо того, чтобы искать твой неповторимый стиль, как это делают в американском боксе, например.
Начав свой путь в подобной атмосфере, многие были удивлены, когда в том же БЖЖ или грепплинге от тебя не требовали стоять именно так, а не иначе. Наверное, именно поэтому, эти стили так блистали в турнирах по смешанным единоборствам, они легко адаптируются к разным условиям боя.
Но речь сейчас пойдет не об этом, а том, что «тянет» вниз многие стили, не давая им развиваться в практичном русле и какие стереотипы до сих пор бытуют в единоборствах.
Сразу оговорюсь, что не ставлю цели показать, кто лучше, кто хуже, но есть объективные критерии наибольшей практичности, поэтому некоторым, сильно «уверовавшим» в кино с Брюсом Ли, наш разбор не понравится. Понятное дело, что всякие там «системы спецназа» и «бесконтактные» стили разбирать не будем, это для раздела юмор, мы поговорим об адекватных направлениях.
Какие стереотипы до сих пор бытуют в боевых искусствах?
1. Есть спорт, а есть боевые искусства.
То, что замыкаться только на спорте не стоит, это понятно. Вообще, это выбор каждого, заниматься ему ради наград или для собственного удовольствия. Но если вы выбираете второе, не бейте себя в грудь, крича, что это все спорт, а вот мы, дескать, занимаемся настоящим боевым искусством.
Боевым?
Ну да, двухчасовая тренировка в уютном зале с такими же клерками, это, конечно, «боевая» подготовка. Зачастую, именно чисто спортивные направления, дают наиболее эффективный результат в вопросах самообороны. Мне вот интересно, отработка по мешку или макиваре, или даже с товарищем, в паре, «смертельных» ударов, правда вселяют такую невероятную уверенность, что вы непобедимы на улице или в бою? Сразу видно, рассуждающие про «пах-горло-глаза», в лучшем случае, участвовали только в школьных потасовках.
2. В драке лучше ударная техника, партер в ней не применим.
Если вы, хотя бы, видели драку со стороны, то могли обратить внимание, сколько захватов, падений в ней присутствует. «Иккен хикацу» может применить разве что какой-нибудь мастер спорта по боксу и то, против пьяного дворника. И дело тут не том, лучше бокс, чем каратэ или наоборот. Дело в стрессе, неудобстве, в которых может пропасть даже самый сильный удар или быстрый бросок. И, если вы думаете, что позанимавшись в чистеньком кимоно, рашгарде по макиваре или по мешку, вы не испытаете подобного дискомфорта на себе, то сильно сомневаетесь.
Готовых рецептов для настоящего конфликта просто нет. Не дай бог, ссора произойдет с вооруженным противником.
3. Партер применим только в условиях зала.
Опять же, полемичное высказывание. Насколько применимы удары на улице из тэквондо, если вы в пальто и на скользкой поверхности? Броски из дзюдо, если на противнике нет кимоно или плотной одежды? А, меж тем, умудряются много чего применять. А скептикам, по отношению техники партера рекомендую посмотреть видео, где представители БЖЖ справлялись с грабителями и хулиганами. И вообще, рассуждать об этом не профессионально. Если вас интересует только умение постоять за себя, то лучше бокса ничего не придумали пока для этих целей. При всей любви к борьбе, уважению к каратэ и ушу, это не лучший выбор для самообороны. А лучше даже муай тай или ММА, это самые приближенные к реальному бою боевые искусства, как говорится, реальней некуда.
4. Борьба, это скучно и не практично.
Скажите это тем, кто в первых турнирах по ММА встречался в «клетке» с борцами. Никто из ударных техник, так и не смог стать победителем первых турниров. Более – менее показали себя представители кенпо-каратэ, май тай или кикбоксинга, которые умели бороться. Даже в поединках между каратэ и кунгфу все заканчивалось на земле. Уберите правила и очки, и любой поединок, в 8 случаев из 10 закончится на земле.
5. В начале надо «подкачаться», а потом идти заниматься единоборствами.
Как показывает практика, ни пауэрлифтинг, ни бодибилдинг в единоборствах вам не поможет. Нет, сила нужна, это однозначно, но мне самому приходилось бороться с поклонниками «железа». Не скажу, что это было легко, но несмотря на внушительные веса в их арсенале достижений, серьезного сопротивления я не увидел.
6. Раньше мастера были сильнее, а боевые искусства эффективней.
Это все-равно, если бы вы сказали, что вырывать зубы лучше грязными клещами без анестезии, чем в современной стоматологической клиникой, в хороших санитарных условиях и с сильным обезболивающим.
Мир развивается и, несмотря на нытье конспирологов, становиться гуманней и образованней. Все наши аспекты культуры, в том числе и боевые искусства, совершенствуются.
Мне кажется очень забавным, что взрослые мужики до сих пор могут верить, что какой-то дедушка из Китая или Окинавы мог убивать тигров или валял ударом ладони американских боксеров-тяжеловесов.
Нет, ребята, так не бывает. Добро пожаловать в реальность.
7. Все пришло с Востока.
Увы, здесь тоже придется окунуться в реальность. Даже йога и та была создана на основе английской гимнастики, с добавлением обрывочных практик из индийских культов, по инициативе Махараджи Вадияра IV.
Ушу, каратэ и джиу-джитсу существуют до сих пор, благодаря интересу со стороны американцев и европейцев, а практическое их применение так же появилось, в среде западной культуры, которая создала невероятно романтичный образ Востока. Столь любимый поколением 70-х, Брюс Ли был от мозга до костей, продуктов западного менеджмента, несмотря на весь его презентабельный талант.