Есть в Рязанском художественном музее имени гравера И. П. Пожалостина отдел декоративно-прикладного искусства с неплохой коллекцией фарфора. Каждый их экспонатов по-своему интересен: есть здесь и изящные статуэтки, и великолепные образчики посуды, и забавные чернильницы. Среди этого разнообразия есть и скромная статуэтка, сгорбленного под своей ношей, монаха.
Все бы ничего, но сноп за спиной монаха с секретом: в нем спряталась девочка. Этот сюжет пришел к нам из протестантских стран Европы, где монашество было под запретом. Двусмысленное изображение появилось в XVIII веке в период расцвета сатирической графики.
России такие статуэтки впервые стали делать на заводе Гарднера. Завод этот имеет долгую историю, продолжающуюся и поныне. Основан он был в 1766 году в селе Вербилки Дмитровского уезда Московской губернии. Более ста лет заводом владели потомки основателя Франца Гарднера. В 1892 году предприятие приобрел промышленник М. С. Кузнецов. Он прекрасно разбирался в деле, которым управлял и сумел вывести его на новый уровень, значительно увеличив выпуск продукции. После революции и национализации предприятие было переименовано в Дмитровский фарфоровый завод. С 90-х годов XX века завод, именуемый теперь «Фарфор Вербилок» вновь стал частным.
Но вернемся к нашей статуэтке. В подражание гарднеровской фигурке вскоре стали появляться копии, созданные других заводах. Например в 1818-м году завод Никиты Храпунова, находившийся в деревне Кузяево Богородского уезда с 1815 по 1840 годы, выпустил штоф в форме фигурки монаха, несущего девушку в снопе. Кстати, статуэтка из Рязанского художественного музея сделана тоже на заводе Храпунова.
Выпуск в православной стране подобного неоднозначного изделия вызвал настоящий скандал. В 1822 году архимандрит Саратовского монастыря подал жалобу в губернское правление по поводу «фарфоровой куклы монашеского вида, имеющей на себе род снопа с видом женским». Жалоба священнослужителя сопровождалась требованием уничтожения всех экземпляров, дабы они не порочили честь монашества.
У губернского правления правда был свой взгляд. Они посчитали, что статуэтка изображает доброго монаха, спасающего девушку от некого злодея, и ничего предосудительного в этом сюжете нет.
Архимандрита такое решение не устроило и он написал жалобу в Сенат. Неизвестно, чем бы закончилось это дело, если бы к нему не подключился сам Александр I. Внимательно осмотрев статуэтку, император пришел к выводу, что архимандрит все-таки прав и запретил ее производство. Но запретный плод сладок. Фигурки продолжали производить подпольно.