Найти тему

SEO vs SMM: как наш читатель продвигал интернет-магазин с нуля

Оглавление

Какой способ продвижения нового бизнеса приведет больше клиентов в начале работы — SEO или SMM.

Лучше развивать все возможные направления, но если ресурсов хватает только на что-то одно, приходится выбирать. Директор магазина игрушек «Solunsun» Александр Солунин протестировал эти два направления и поделился результатами.

Привет, это PR-CY! У нас есть сервис для проверки SEO сайта и позиций в поисковых системах pr-cy.ru/analysis/. Заглядывайте к нам, чтобы проверить сайт!

Дальше рассказ пойдет от лица Александра.

Создание магазина

В своем интернет-магазине я директор, логист, менеджер по продажам, маркетолог и разработчик.

Товары, детские развивающие игрушки, продаем только через интернет, купить можно через сайт или соцсети. Сайт ­— каталог товаров с личным кабинетом и корзиной, через которую клиенты делают заказы. Постепенно я дорабатываю сайт, внедряя больше возможностей для SEO и юзабилити. Сейчас работаю с категориями товаров, планирую прикрутить рекламу.

Стратегиями продаж, системами торговли и логистикой я занимаюсь с 2007 года, а с сайтом начал разбираться только в 2017. Я трачу много времени на изучение продвижения, магазин для меня пока что — хобби и способ доказать себе, что могу. Расскажу, как я занялся продвижением с нуля, в конце поста покажу результаты в цифрах.

Выбор способа продвижения

Магазин должен приносить прибыль как можно скорее, поэтому я прикинул, что можно сделать, и выбрал SEO и SMM, как наиболее понятные и доступные для меня сейчас направления. Возможно, моя стратегия вам покажется неправильной, но мои финансовые и временные ресурсы не позволяют заниматься всем сразу. Выбор между SEO и SMM может выглядеть странным и нелогичным, казалось бы — нужно довести до ума сайт и потом подключать соцсети как дополнительный источник трафика или имиджевый канал, но я пошел по другому пути и даже вышел в плюс.

Первая ошибка заключалась в том, что по неопытности я сделал интернет-магазин на WordPress — платформе, не идеально приспособленной для этих целей. А еще плохо продумал структуру сайта и лишил себя многих возможностей поисковой оптимизации. Ошибки постепенно исправляю, но функциональность еще не доработана.

Каталог интернет-магазина Solunsun, скрин предоставлен владельцем магазина
Каталог интернет-магазина Solunsun, скрин предоставлен владельцем магазина

Если посмотреть с точки зрения оптимизации, у меня только одна категория товаров настроена так, как нужно: с ключами, ссылками на статьи в блог прямо из категории, картинками, товарами по релевантности и грамотными апсейлами и кроссейлами.

Под SEO я в первую очередь имею в виду продвижение текстами. Google при ранжировании все еще опирается на ссылки, а Яндекс — на текстовый контент. Я ориентируюсь преимущественно на Яндекс, о нем и буду говорить дальше.

SEO для интернет-магазина: мои за и против

Возможности продвижения в поисковых системах ограничены охватом самих поисковых систем, и для меня в первую очередь деньгами. Чем больше потрачено, тем выше позиции, если тратить грамотно. Я мог бы вложить все деньги в SEO, но это постоянная работа, которая требует регулярных трат — на саму функциональность сайта и на контент.

Другой вариант — взять сайт «как есть» и запустить рекламу в Яндекс.Директе и Google Ads. Тогда сайт может висеть в начале выдачи, пока не кончатся средства. Для меня эти ресурсы сильно ограничены, потому что у молодого бизнеса нет стабильного дохода.

Алгоритмы ранжирования меняются. Мне кажется, ориентироваться стоит прежде всего на аудиторию: в перспективе удобный и понятный покупателям магазин будет приносить больше прибыли, чем тот, который заточен под поисковики.

Карточка товара

SEO-продвижение для интернет-магазинов строится иначе, чем для контентных сайтов или онлайн-сервисов. Контентные сайты с большими оптимизированными текстами по пять-семь тысяч знаков могут конкурировать за места в топе, но это не путь интернет-магазина, где важнее хороший кадр и объемное описание каждой позиции.

Важна карточка товара: заполненные характеристики, качественные фотографии и видео, отзывы, отображение количества на складе. Для своих товаров я сам делал фотографии и описания, вот, что получилось:

Карточка товара интернет-магазина Solunsun, скрин предоставлен владельцем магазина
Карточка товара интернет-магазина Solunsun, скрин предоставлен владельцем магазина

В первую очередь, эта информация нужна пользователям, потому что имеет решающее значение при покупке. Но такие же товары, как у меня, есть в других магазинах, а ниша конкурентная. Без рекламы у молодого сайта в этих условиях мало шансов выбиться в топ.

Блог

Пользователи по-разному называют одни и те же позиции, сложно употребить все нужные ключи, а создать отдельные страницы под каждый запрос невозможно.

С хорошей карточкой товара даже при отличном техническом состоянии новый сайт все равно не выйдет в топ, поэтому я все же заказал статьи, чтобы получать переходы по низкочастотным запросам. В течение сентября они выходили по две каждую неделю. Статьи рассчитаны в первую очередь на людей, но и на поисковики тоже:

  • интересная исчерпывающая информация, которая задержит пользователя на сайте;
  • уникальный контент, важный для ранжирования;
  • место для длинных запросов и низкочастотных ключей, чтобы охватить как можно больше пользователей.

В теле статьи я разместил картинки и авторские фотографии, ряд товаров по теме статьи. К примеру, наборы для квиллинга в статье про квиллинг, чтобы пользователь мог купить после прочтения. Статьи старался сделать как можно более "человеческими", чтобы поисковый робот не пессимизировал за неестественные запросы.


Фрагмент статьи в блоге, скрин предоставлен владельцем магазина
Фрагмент статьи в блоге, скрин предоставлен владельцем магазина

Тематические товары после статьи, скрин предоставлен владельцем магазина
Тематические товары после статьи, скрин предоставлен владельцем магазина

Параллельно я начал продвижение в соцсетях. Поисковикитоже обращают внимание на группы, которые ведет бизнес. Яндекс не так давно выпустил новую метрику — ИКС, которая опирается на поведенческие факторы, в том числе и на присутствие в соцсетях.

Продажа через соцсети: мои за и против

Почти все сидят в социальных сетях. Моя аудитория — молодые мамы и папы, люди среднего возраста, многие из них используют соцсети. Я выбрал шесть: Инстаграм, Фейсбук, Твитер, ВКонтакте, Одноклассники и Google+ для бесплатных ссылок, но он уже закрывается.

Плюсы соцсетей

Соцсети хороши тем, что регистрация и создание группы не требуют вложений и по плечу каждому, в отличие от разработки сайта. Для новичка — самый доступный вариант. Стоимость рекламы в соцсетях ниже, чем контекст. Оформить группу проще, чем сверстать красивую страницу, есть много форматов контента, удобно работать даже со смартфона.

Работу SMM-специалиста оказалось несложно освоить. Клиентов привлекают интересные тексты, лаконичные призывы с сочными фотографиями побуждают к покупке. Заказы я принимаю через сообщения в ВКонтакте и директ в Инстаграме, чтобы покупатели из соцсетей не переходили на сайт и не заполняли разные формы, продажи фиксирую в Excel-таблице.

Сейчас основные каналы продаж — группа в ВКонтакте и страница в Инстаграме.

ВКонтакте развит для продаж, у него уже есть часть функциональности интернет-магазина: можно оформить карточки товаров и настроить призывные кнопки. Оплата внутри соцсети делает покупку удобной и быстрой.

Группа ВКонтакте, скрин предоставлен владельцем магазина
Группа ВКонтакте, скрин предоставлен владельцем магазина
Товары в группе с возможностью покупки, скрин предоставлен владельцем магазина
Товары в группе с возможностью покупки, скрин предоставлен владельцем магазина

Есть возможность настроить рекламу с прицелом даже на конкретные номера домов. Для этого нужно взаимодействовать с Почтой России, у них есть база с целевой аудиторией по возрасту, полу и составу семьи — все возможности нужно использовать.

Инстаграм тоже удобен для продажи и демонстрации товаров, потому что заточен под фото и видео. Вести краткие обзоры можно в сториз или IGTV, это прямой удар по YouTube — нет нужды переходить и грузить видео, если все есть в привычной соцсети.

 
Профиль в Инстаграме, скрин предоставлен владельцем магазина
Профиль в Инстаграме, скрин предоставлен владельцем магазина

Заниматься соцсетями дешевле, функциональность доступна и на смартфоне, для продвижения нужно меньше усилий. Сделать группу интересной и привлекательной поможет поверхностное знание фотошопа и регулярный контент по теме, с привлечением аудитории справляются розыгрыши. Вся работа по поддержанию аптайма лежит на создателях и она бесплатна, если заниматься самостоятельно.

По моим наблюдениям, через несколько лет соцсети смогут стать полноценными интернет-магазинами с витриной и разделами — такими, какими мы привыкли их видеть. В цене будут SMM-специалисты, фотографы, графические дизайнеры и копирайтеры, остальное обеспечит функциональность соцсетей.

Минусы соцсетей

Нет возможности сделать авторский дизайн, нет широкого инструментария, открытого любому вебмастеру. Детские игрушки — ниша очень конкурентная и мои товары есть у других магазинов, с которыми я не могу соперничать в цене. Остается выделяться контентом, обзорами и запускать рекламу. Мне не совсем понятен механизм ранживарония контента из соцсетей в поисковиках, сложно отработать семантическое ядро.

Когда нет базы клиентов в соцсетях, от них для сайта мало пользы. Нужен трафик, новому магазину не доверяют, а покупать отзывы не вижу смысла. Привлекать подписчиков в новую группу мне помогли конкурсы репостов, а удерживает пользователей полезный контент. Конкурсы и реклама в соцсетях тоже стоят денег, хоть и дешевле контекстной рекламы.

Сейчас я не гонюсь за продажами из социальных сетей, а сосредоточен на наполнении ассортимента, внедрении итоговой структуры и мелких исправлений проблем. Тем не менее, соцсети приносят трафик и конверсию, так что можно сравнить результаты с показателями по сайту.

Результаты SEO и SMM для магазина

Трафик и конверсия

Летом началась активная работа с сайтом и соцсетями, с этого времени трафик через социальные сети занял почти 12% от общего.

Общие заказы с сайта и групп в соцсетях — 164 314 руб.

С вычетом 13 634 за доставки — 150 680 руб.

Чистый плюс за лето в режиме отладки работы магазина — 12 662 руб.

На графике летняя статистика. Линия графика коррелирует с наполнением контента: пробелы во время пассивного наполнения и подъемы во время активного.

Статистика за все лето 2018 года из Яндекс.Метрики, скрин предоставлен владельцем магазина
Статистика за все лето 2018 года из Яндекс.Метрики, скрин предоставлен владельцем магазина

Сайт принес больше заказов, но если соотнести конверсию из поисковика и продажи с помощью SMM, выходит, что соцсети были эффективнее по конверсии:

  • Из соцсетей за все лето выполнено 27 заказов, это каждый 16-й посетитель.
  • Из поиска было сделано 47 заказов, это каждый 67-й посетитель.

Если взять конверсию «каждый сотый посетитель делает заказ», исходя из общепринятых теорий, с учетом рекламы у меня вышел отличный результат.

Осенью работа продолжилась:

Общие заказы с сайта и групп в соцсетях - 271 691,34 руб.

С вычетом 21 771 за доставку - 195 920,34 руб.

Чистый плюс за осень в режиме отладки работы магазина - 77 469,2 руб.


Статистика соцсетей за октябрь 2018 года из Яндекс.Метрики, скрин предоставлен владельцем магазина
Статистика соцсетей за октябрь 2018 года из Яндекс.Метрики, скрин предоставлен владельцем магазина

Реклама ВКонтакте

Рекламу я тестировал в октябре, только в ВКонтакте и только прямое размещение в другой группе.

Расходы на рекламу — 500 рублей.

Окупаемость — за два дня было четыре заказа с конечной прибылью в 3542 руб.

В остатке с вычетом налогов и всех расходов прибыль составила 3042 руб.

По итогу я вышел в чистый плюс, не вкладывая почти ничего.

Итоги SEO и SMM

Расходы на сайт:

Дизайн — 10 000 рублей

Написание оптимизированных статей в блог — 14 000 рублей

Расходы на соцсети:

Привлечение аудитории в группу розыгрышами — 18 109 рублей. Стоимость товаров и доставка включены в расчет.

Общий оборот магазина - 382 005,34 рублей.

Остаток после налогов, логистики, закупок товаров, канцелярии, технических аппаратов для функционирования магазина (МФУ и другая техника), оплаты контента, дизайна, и другие расходы, связанные с магазином - 54 011,2 рублей.

Результаты показывают, что даже с таким магазином, который слабо приспособлен к SEO, и соцсетями, развивающимися с минимальными вложениями, можно выйти в плюс.

Пока для моего бизнеса соцсети принесли больший результат. Возможно, на долгосрочной перспективе после доделки сайта SEO окажется результативнее, тем более для разных бизнесов результаты могут быть другими, но у меня соцсети в короткий срок показали конверсию выше, чем у сайта.