Кому принадлежит Саграда Фамилия?
“Последняя Святыня Христианства” — таким в 1882 году задумал архитектор Антонио Гауди свой собор в Барселоне.
Строительство собора, начатое еще во времена Испанской империи, продолжалось во время низложения династии Бурбонов, Второй испанской республики, Гражданской войны 1936-1939 годов, диктатуры Франко, реставрации Бурбонов, вступления Испании в Европейский Союз, подписания декларации о независимости Каталонии в 2017 году и продолжается до сих пор.
Собор представляет собой один из наиболее длительных строительных проектов за всю историю человечества.
Антонио Гауди скончался 10 июня 1926 года в возрасте 73 лет, когда по его проекту был построен лишь первый фасад будущего Собора — фасад Рождества.
Считается, что архитектор умышленно начал строительство своего главного творения именно с этого фасада: его внешний вид больше других соответствует тенденциям классической архитектуры.
Гауди как будто предвидел, что времена более ярких и резких архитектурных решений еще впереди, и что лишь спустя столетие эстетические вкусы общества станут менее консервативными, чтобы по достоинству оценить внешний вид более противоречивых фасадов Страстей и Славы.
Несмотря на смерть архитектора, строительство Собора по его планам было продолжено. Сегодня ожидается, что оно будет завершено к столетию смерти Гауди в 2026 году.
Вековой промежуток между датой смерти автора и моментом завершения его строительства в той форме, которую замыслил архитектор, открывает большой простор для дискуссии юристов в сфере интеллектуальной собственности.
По общему правилу авторское право действует в течение всей жизни творца, а далее в течение определенного количества лет после смерти. Посмертный период действия авторского права многократно продлевался. Тем не менее, даже сегодня он не превышает 70 лет.
При этом законы Испании дополнительно позволяют защищать права авторов, чьи произведения обнародованы - то есть представлены обществу в окончательном виде - уже после смерти. Таким произведениям предоставляется также 70-летний срок охраны с даты посмертного обнародования. Однако предполагается, что обнародование должно произойти не позднее, чем через 70 лет после смерти создателя. В случае с Антонио Гауди все эти сроки уже прошли.
На первый взгляд может показаться, что авторское право Гауди на Саграда Фамилия в любом случае прекратилось, не успев начаться: 70 лет истекли до того, как строительство собора будет завершено.
Однако проведенное исследование показало, что такой вывод не является верным.
По-видимому, следует признать, что авторское право Гауди не только не прекращено или не возникло, но, наоборот, действует и, вероятно, будет продолжать действовать как минимум до конца XXI века.
В 2005 году Восьмой суд Барселоны вынес решение по спору Junta Constructora del Templo Expiatorio de la Sagrada Familia, организации, осуществляющей надзор за строительством Собора, с Тони Мека (Toni Meca), автором виртуальной реконструкции Саграда Фамилия в том виде, как если бы строительство Собора было завершено.
Суд установил, что Гауди является единоличным автором чертежей и макетов собора Саграда Фамилия, но не является единоличным автором самого Собора целиком. После смерти архитектора строительство Собора продолжалось под контролем его учеников и последователей.
Соответственно, поскольку Саграда Фамилия является не единоличным произведением Гауди, а результатом соавторства, авторское право на Собор не может считаться прекратившимся.
Авторское право на Собор продолжает свое действие и будет действовать [согласно действующим сегодня нормам законодательства Испании] еще как минимум 70 лет с момента завершения постройки либо — если строительство на каком-то этапе будет все-таки заморожено — 70 лет с момента смерти последнего из соавторов Гауди.
Вместе с тем, сегодня Саграда Фамилия охраняется не только как объект коллективного труда группы соавторов во главе с Антонио Гауди.
В испанском и европейских реестрах товарных знаках существует целый ряд регистраций, защищающих наименование и внешний вид Собора.
Интересно, что не только сам Собор, но и имя Антонио Гауди защищено целым рядом товарных знаков. Они зарегистрированы в отношении различных классов товаров и услуг и на имя совершенно не связанных друг с другом правообладателей.
* * *
Гауди всю жизнь прожил один.
В отличие от Виктора Гюго он не оставил наследников, которые боролись бы и защищали его интеллектуальные права.
Зато Гауди оставил человечеству удивительное наследие в виде Собора Саграда Фамилия и еще пары десятков других уникальных сооружений и зданий.
В каком-то смысле наследники Гауди — это все мы.
Виртуальная реконструкция Собора Саграда Фамилия
Автор: Игорь Невзоров и Алексей Петров
Больше интересных историй о товарных знаках и интеллектуальной собственности в нашем телеграм-канале.
Другие исторических исследованиях CLAIMS в сфере законодательства об интеллектуальной собственности:
- Товарные знаки будущих масонов https://zen.yandex.ru/media/id/598198a47ddde88cc0be8a85/tovarnye-znaki-buduscih-masonov-5bb3494b89643a00ad0100ec?&from=channel [Исследование самых ранних товарных знаков, сохранившихся в оригинале до сегодняшнего дня]
- Если бы Юг победил в американской Гражданской войне — где бы патентовали изобретения сегодня? https://zen.yandex.ru/media/id/598198a47ddde88cc0be8a85/esli-by-iug-pobedil-v-amerikanskoi-grajdanskoi-voine--gde-by-patentovali-izobreteniia-segodnia-5bb38fb089643a00ad0104d7?&from=channel [Обзор деятельности патентного ведомства Конфедеративных Штатов Америки]
- Мост имени неподписанной Конвенции https://zen.yandex.ru/media/id/598198a47ddde88cc0be8a85/most-imeni-nepodpisannoi-konvencii--5bbca3f8ae3d0700ab837956?&from=channel [О том, где была подписана Парижская конвенция об охране промышленной собственности, и почему в 1883 году Россия ее не подписала]
- Главное сокровище Лувра https://zen.yandex.ru/media/id/598198a47ddde88cc0be8a85/glavnoe-sokrovisce-luvra--5bc5d9a4d0d8c800ab16bde4?from=editor [об авторском праве царя Хаммурапи]