Найти в Дзене
машина

На пяти осях, ч.1

В бытность Советского Союза практически все грузовые автомобили с числом осей от четырех и более создавались в первую очередь для военных нужд. Именно с прицелом на армию было создано сразу несколько семейств 4-осных специальных шасси, несколько моделей 6-осных машин. Серийно делали даже 7-осные и 8-осные «крокозябры» для перевозки баллистических ракет! Но в этом многообразии долго оставалась невостребованной 5-осная схема…

Пожалуй, первым опытом практического применения 5-осной схемы в СССР стала постройка в 1963 году корпусного шасси "Объект 560У" на Мытищинском машиностроительном заводе. Эта машина с колесной формулой 10х10 предназначалась для размещения зенитно-ракетного комплекса "Оса" и представляла собой удлиненную версию четырехосного "Объекта 560" образца 1962 года. Дальнейшего развития проект не получил из-за несоответствия построенного образца тактико-техническим требованиям заказчика (машина, в частности, получилась чрезмерно тяжелой).

Следом, в 1968 году, появилось шасси МАЗ-547 с колесной формулой 10х8 под размещение пусковой установки ракетного комплекса «Темп-2С» с ракетой массой 32 т. Эта машина по компоновке была подобна серийной «четырехоске» МАЗ-543 и точно так же имела две раздельные кабины, между которыми укладывалась ракета. Только силовой агрегат у МАЗ-547 был мощнее (танковый дизель В-38 с отдачей в 650 л.с.), длина рамы – больше, а подвеску сделали гидропневматической. Шасси МАЗ-547 осталось невостребованным, потому что в окончательном варианте ракета комплекса «Темп-2С» потяжелела аж на 30%, и под нее пришлось проектировать другое, шестиосное шасси МАЗ-547А. С фотографиями «пятиоски» МАЗ-547 – беда: их нет даже в архиве завода-изготовителя. Поэтому сразу переходим к следующей машине…

-2

… которую построили в 1987 году на Брянском автозаводе: это специальное корпусное шасси модели 69481М, предназначенное для монтажа оперативно-тактического ракетного комплекса «Волга». Данное шасси было унифицировано с 4-осной моделью 6948 (8х8) для более легкого ракетного комплекса «Ока-М». Третья ось привода не имела. Прочие особенности машины – независимая подвеска всех колес, два мотора позади кабины (по 260 л.с. каждый), бортовая трансмиссия. Выпуск этой модели налажен не был; не завершили даже полный цикл испытаний: машина в одночасье стала не нужна государству, поскольку Горбачев и Рейган подписали договор о сокращении стратегических наступательных вооружений.

-3

Аналогичная судьба ожидала и вот это шасси МАЗ-7929, создававшееся в то же самое время в Минске для ракетного комплекса «Курьер» весом 35 т. Как и брянская машина, минское шасси было выполнено по схеме с колесной формулой 10х8, только неведущей у него была сделана предпоследняя ось. Двигатель – 470-сильный ЯМЗ-8421. Единственный опытный образец построили то ли в 1988-м, то ли в 1989 году. М-да, не везло армейским «пятиногам» в Советском Союзе…

-4

А первую пятиосную машину гражданского назначения построил Московский автомобильный завод им. Лихачева: речь про грузовик ЗИЛ-5Э133ГЯК, собранный в 1990 году для перевозки тяжелого штампового оборудования по территории завода. Технически машина была унифицирована с серийным «крокодилом» ЗИЛ-133ГЯ и имела дизель КамАЗ-740 мощностью 210 л.с. Колесная формула - 10х4.

-5

Следующую «пятиоску» в СНГ построили уже только в 1998 году, и сделал это все тот же Брянский автозавод. Это было гражданское шасси БАЗ-79094 из семейства «Вощина-1» с колесной формулой 10х8 (неведущая ось – пятая), предназначенное для монтажа спецоборудования для нефтегазодобывающей отрасли весом до 33 тонн. На машине стоял один дизель ЯМЗ-8431.10 (470 л.с.), а трансмиссия была выполнена по классической мостовой схеме.

-6

И лишь теперь, после ориентации на гражданский сектор рынка, «пятиоска» в нашей стране смогла стать серийной. К слову, из-за сертификационных заморочек выпускать это брянское шасси стали под новым индексом БАЗ-69096.

-7

На шасси БАЗ-69096 ставили буровые установки (АРБ-100, УПР-100, УБП-100), колтюбинговые установки («Уран-30»), цементировочные комплексы (СИН-35.10) и топливные цистерны (АЦ-56592М).

-8

Шасси аналогичной размерности под монтаж буровых агрегатов, только чуть более грузоподъемное (40 т), создали и на АО «Русич» – бывшем Курганском заводе колесных тягачей. Эта машина, получившая обозначение КЗКТ-8014, также была выполнена с колесной формулой 10х8 (с неведущей последней осью) и предлагалась с отечественным дизелем ТМЗ-8424 (470 л.с.) или импортным Cummins N14 (475 л.с.).

-9

Резкий всплеск интереса в СНГ к «пятиосникам» возник в середине нулевых. Тогда в очень короткий промежуток времени на свет появились сразу четыре новые модели специальных колесных шасси такого типа. В частности, Брянский завод колесных тягачей в 2004 году построил шасси КШ8973 грузоподъемностью 26 т, которое затем легло в основу 100-тонного автокрана КС-8973 «Ивановец». Это шасси с колесной формулой 10х8 имело мостовую схему трансмиссии, гидропневматическую подвеску всех колес и максимально опущенную вниз чешскую кабину Tatra. Двигатель ТМЗ-8424 развивал 470 л.с., а неведущей была сделана центральная ось.

Три другие новинки принадлежали перу Минского завода колесных тягачей. Их всех роднило применение серийной кабины от грузовиков МАЗ и исполнение в дорожном габарите по ширине – 2,55 м. А вот в техническом плане они сильно отличались.

-10

Итак, номер один – полноприводное шасси МЗКТ-65276 постройки 2005 года. Оно имеет грузоподъемность 38 т и предназначено для монтажа колтюбинговой установки завода «Фидмаш». Два передних моста – управляемые, на рессорной подвеске, три задних моста – на гидробалансирной подвеске. Поначалу на машине применялся 400-сильный дизель ЯМЗ-7511, в 2008-м представили версию с дизелем Caterpillar (475 л.с.).

-11

Номер два – 40-тонное шасси МЗКТ-7004 постройки того же 2005 года. Впереди у него тоже две управляемые оси на рессорной подвеске, а сзади – три стационарные оси с гидробалансирной подвеской, но только теперь центральная ось привода не имеет. Поскольку шасси рассчитано на монтаж буровой установки, его кабина вынесена вперед и максимально опущена. На первых порах на машине применялась американская «начинка»: двигатель Caterpillar (482 л.с.) и «автомат» Allison. Годом позже появился вариант попроще с дизелем ТМЗ-8431 (470 л.с.).

-12

А это – шасси МЗКТ-7001 образца 2006 года под монтаж буровой установки весом до 31 т. Оно вроде бы похоже на предыдущее, но снова имеет полный привод и иное, очень необычное расположение осей: три впереди (управляемые, с рессорной подвеской) и две сзади (с балансирной подвеской). В силу меньшей массы эта машина обошлась более простым двигателем ЯМЗ-7511 мощностью 400 л.с.

Продолжение следует

Николай Марков, специально для канала МАШINA
Спасибо за внимание! ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, чтобы не пропустить новые публикации, СТАВЬТЕ ЛАЙК и ДЕЛИТЕСЬ с друзьями в соцсетях, если пост показался вам интересным - это важно для дальнейшего развития канала!