Найти в Дзене
История на ладони

Русско-индейская война

Удар был нанесен неожиданно. В июне 1802 года полчища индейцев-тлинкитов под предводительством тойона (ВОЖДЯ) Катлиана напали на Михайловскую крепость на острове Ситка. Надо отметить, что остров Ситка у берегов Аляски был ключевым форпостом русских в этом регионе. Именно здесь располагался центр всех рыболовецких, китобойных, охотничьих промыслов русских. Особой популярностью у колонизаторов пользовалась охота на сивучей (местной разновидности тюленей).

Этим и воспользовались коварные аборигены. Они дождались, пока из крепости в рейд за сивучами уйдут почти все мужчины. В форпосте осталось лишь 15 человек. Вероломные дикари, конечно же, без труда их зарезали. А заодно была истреблена и небольшая охотничья партия добытчика Василия Кочесова, который,

ничего не подозревая, возвращался на базу, находившуюся к тому времени уже в руках кровожадных индейцев.

После этого дикари бросились за русским отрядом, который они намеренно выпустили из крепости. Теперь шедший на охоту русский гарнизон, не защищенный крепостными стенами, становился легкой добычей. Тлинкиты настигли русских в районе пролива Фредерик в ночь с 19 на 20 июня. Русский отряд (165 человек) был попросту смят многотысячным полчищем Индейцев.

Слава богу, что в тот день мимо пролива Фредерик проплывал английский бриг «Юникорн» капитана Генри Барбера. Услышав пальбу, капитан Барбер направил свое судно к берегу. Это и помогло остаткам русского отряда чудом выжить. Увидев корабль, прижатые к берегу и обреченные на неминуемую смерть русские войны бросились вплавь к спасательному судну. Английский капитан быстро понял всю ситуацию и стал пушечным огнем прикрывать спасение русских. Меткий артиллерийский выстрел потопил одно индейское каноэ, пытавшееся догнать пловцов. Остальные лодки индейцев тотчас же повернули назад – связываться с артиллерией белых они не решались.

Индейцам не удалось истребить всех русских. Тем не менее своей цели они достигли. Остров Ситка — ключевой пункт всех североамериканских колоний России — теперь был в их руках.

К счастью, губернатором Аляски тогда был авторитетный и деловитый Александр Баранов. Сейчас бы такого человека назвали «эффективным менеджером». Он сразу понял всю степень опасности, нависшую над русскими колониями на Аляске, И оперативно принял меры, чтобы остановить расширение индейского мятежа. На остров Кадьяк — второй по значению после Ситки — была срочно отправлена бригантина «Св. Елизавета». Прибытие военного корабля с пушками отрезвило горячие головы индейцев, собиравшихся уже атаковать Кадьяк — так их воодушевил легкий захват Ситки. Но теперь даже самому недалекому индейцу стало ясно, что Второй раз провернуть такой трюк не удастся. Русские уже «в боевой готовности», плюс у них есть корабль. Индейские вожди решают - отступить, переждать‚ а там видно будет.

Зато Баранов ждать не хотел. Падение Ситки, как отравленная заноза, сидело в сердце губернатора Аляски. Пока остров не будет возвращен, «нормальный» колониальный бизнес в этих краях вести будет невозможно.  

Александр Баранов
Александр Баранов

В 1804 году Баранов сам лично двинулся на отвоевание Ситки. С ним была тысяча бойцов И 4 корабля: «Ермак», «Александр», «Екатерина» и «Ростислав». По пути к Ситке флотилия Баранова встретилась со шлюпом «Нева» знаменитого путешественника Юрия Лисянского, который совершал кругосветное плавание. Капитан Лисянский, как патриот, на время отложил научные изыскания и вместе с Барановым отправился карать восставших индейцев.

Индейцы крепко засели в Михайловском форпосте. Однако у русских была артиллерия, а это решало многие вопросы. Суда Баранова (плюс шлюп Лисянского) открыли беспощадный артиллерийский огонь. Индейцы поняли, что их сейчас просто сровняют с землей, вместе с крепостью. Не дожидаясь полной гибели, остатки индейского отряда покинули крепость. 8 октября 1804 года над островом Ситка был поднят русский флаг.

Но тклинкиты были упорным соперником. Потерпев поражение на Ситке, они нанесли ответный удар – там, где русские его никак не ожидали.

Якутат – форпост на берегу Аляскинского залива. Он контролировал ту узкую полоску суши, которая вела из русской Аляски на юг, в сторону Калифорнии. Вот этот стратегический пункт стал следующей жертвой индейцев. Для захвата крепости индейцы использовали свое излюбленное оружие – коварство.

20 августа 1805 года Танух, вождь клана куаш-куан, беспрепятственно вошел в крепость. Танух считался русским «своим» индейцем. Он уже несколько лет сотрудничал с колониальной администрацией. Нареканий на него не было, поэтому к нему относились доброжелательно. Это была роковая ошибка.

Тануха и его людей впустили в крепость. Улучив момент, индейский вождь ударил ножом русского командира – начальника крепости. В тот же миг «каждый воин убил своего русского». За несколько минут русский гарнизон был вырезан. Остатки русского населения Якутатского округа под командованием Демяненкова пытались бежать на кораблях в море. Но налетевшая буря потопила русские суда. Все погибли. Падение Якутата и гибель экспедиции Демяненкова стали еще одним тяжелым ударом для русских колоний. Была утрачена важная хозяйственная и стратегическая база на побережье Америки.

Легкая победа воодушевила краснокожих. Они решили по тому же шаблону напасть на Константиновскую крепость в Чугацком заливе. 70 воинов во главе со своим коварным вождем прибыли в крепость якобы для торговли и ритуальных плясок. Остальные остались ждать сигнала в устье Медной реки.

Русская крепость на Аляске
Русская крепость на Аляске

Начальник крепости Иван Репин приветливо принял Тануха и разрешил провести ритуальные пляски. Однако тут счастье отвернулось от тлинкитов. Одному рабу тлинкитов из племени чугачей удалось бежать из отряда, притавшегося в засаде у Медной реки. Добравшись до крепости, беглец сообщил русскому коменданту о злодейских планах тлинкитов.

Комендант Репин не стал терять времени. Он собрал всех бывших под рукой индейцев-чугачей, которые исконно были врагами тлинкитов.

Тлинкитов пригласили на праздник в соседнюю деревню, а ночью деревню окружили чугачи. Всех тлинкитов перебили. В плен взяли Тануха, но он не стал дожидаться расправы бледнолицых и в застенке зарезался.

Узнав о гибели вождя, сидевшие в засаде тлинкиты впали в панику. Они бросились прочь от русской крепости на своих каноэ. Однако уплыть далеко им не удалось из-за бури. Все каноэ были разбиты, большинство индейцев утонуло. На берегу выживших встретили чугачи. Все выплывшие на берег тлинкиты были убиты. Клан Тануха был истреблен полностью.

Оставшиеся кланы, не желая повторять судьбу Тануха и его людей, прекратили сопротивление. Русско-тлинкитская война завершилась.