Я давно работаю с молодыми амбициозными специалистами в области экономики предприятия. И мне часто приходится обсуждать с ними – каким способом лучше добиваться профессионального развития.
Рынок образования сейчас довольно веселый и при желании любой человек может найти недорогие семинары и мастер-классы на любую тему. А экономисты и финансисты в большинстве своем считают, что для карьеры хорошо преодолеть как минимум CMA или курсы управленческого учета и бюджетирования, а как максимум ACCA.
Однако я постоянно встречаю на собеседованиях плохих экономистов и специалистов в области управленческой отчетности, имеющих все эти бумаги. Мне доводилось отправлять сотрудников с пробелами в знаниях на CIMA или на курсы по учету и бюджетированию. Я всегда получала обратно все того же самого сотрудника. Абсолютно без новых умений. Или по крайней мере без знаний, которые он бы оказался способным применять здесь и сейчас при работе с отчетностью.
Я знаю лично чудовищ, которых CIMA научила проверять итоги в сводных таблицах с помощью калькулятора.
Поэтому я уверена, что семинары и массовые курсы – это прекрасный способ развлечься. В этом нет ничего плохого. На курсах по бюджетированию можно познакомиться с прекрасными людьми, провести хорошо вечер и развеяться. Я сама люблю любые способы социализации.
Но, если вы хотите конкретного быстрого результата в области своего профессионального развития, нужен коучинг. Также хороший результат дают максимально индивидуальные программы с большим личным вовлечением и загрузкой, подразумевающие разбор кейсов по управленческой отчетности и планированию.
Лучше всего работает практика отношений учителя и подмастерья с руководителем. Важно выполнение условия: руководитель заинтересован, наделен талантом педагога и готов рисковать, давая подмастерью работать на серьезных участках. Я считаю, что для успеха в нашей профессии самое важное - дерзкая практика. То самое классическое бюджетирование до сих пор всем дается плохо и требует много упорного труда.
Мой последний опыт онлайн обучения показывает, что и курсы с большим объемом практической работы позволяют достичь хороших результатов.
Преподаватель должен быть практиком, который кроме преподавания занимается своим предметом в реальном мире и зарабатывает этим на жизнь. В процессе обучения необходимо получать вместе с теорией живые практические задачи, разбирать их решение, потом делать заново. И так еще пару кругов.
Мне нравится думать, что современное онлайн-образование в области экономики предприятия может давать молодым специалистам именно такой образовательный продукт. Ведь у нас появляется возможность онлайн свести профи и молодежь. В ВУЗах студенты сталкиваются с теоретиками, которые оперируют знаниями пятидесятилетней давности.
А интернет позволяет опытным специалистам с тягой к преподаванию сделать авторские программы по управленческой отчетности и бюджетированию. По крайней мере все мои знакомые практики-экономисты в определенный момент своего развития высказывают желание делиться знаниями с другими людьми. И у всех нас есть прекрасные наработки и интересные кейсы по корпоративной отчетности, которыми хочется поделиться.
Я такие курсы встретила в digital-сфере. Надеюсь, в ближайшее время на рынке появится новый шикарный формат курсов по классическим темам управленческой отчетности и планирования.