©, Оля Тихонова, 2018
Когда-то давно в журнале прочла интервью Бориса Стругацкого, где на вопрос: "Скажите, как писатель-фантаст, какие профессии будут востребованы в будущем?" он ответил: "Врач и учитель. Первый - ответственный за физическое выживание человечества, второй - за духовное."
Читая книгу Генри Марша «Не навреди» , я все время мысленно возвращалась к словам, сказанным Борисом Стругацким. Думала о профессии врача так, как описывал ее английский нейрохирург, и о профессии учителя так, как понимаю ее я.
Как ни странно, меня меньше всего интересовали откровения хирурга о его внутренних состояниях и мыслях в отношении профессии, пациентов, самого процесса оказания помощи...
Как педагог я работаю с детьми и переживаю примерно те же самые ощущения, что и врач: страх, тревогу, неуверенность, отчаяние, стыд, восторг, удовольствие от хорошо сделанной работы, а в некоторых случаях ощущение себя богом (что, впрочем, обычно быстро сменяется отчаянием).
Но в книге меня поразило то, что две вещи, которые я с ужасом наблюдаю в отечественной медицине и отечественной педагогике (как институтах), оказались описаны британским врачом. Правда рассуждает он о врачах и медпомощи в Британии, а отнюдь не у нас. Я же думала, что эти проблемы - исключительно наши, российские...
Первая вещь - это засилье бюрократии, случайных людей (что в медицине, что в педагогике); они - бюрократы, не имеющие отношения к профессии, наводнили больницы, школы, вузы и начали поучать специалистов в том, как специалисты должны работать, стали требовать от специалистов кучу бумаг, чтобы оправдать свое паразитическое существование в системе; они - формалисты и поклонники бумажек невероятно усложнили жизнь не только специалистов врачей и учителей), но и людей, которые обращаются за помощью - пациентов, учеников и студентов.
Вторая вещь, которая, как оказалось, является мировой тенденцией - это проблема молодого поколения в профессии. Поколения врачей/учителей, которое ставит свое благополучие выше благополучия пациентов/учеников.
Генри Марш пишет о том, что молодые врачи - это плохие специалисты, они проводят мало времени в больнице и не готовы переработать даже в том случае, когда на кону стоит жизнь пациента: «Раньше врачи никогда не считали сколько часов они провели на работе: мы просто работали до тех пор, пока все, что необходимо, не было сделано».
И вот это последнее пугает со страшной силой, мы стареем и оказываемся заложниками поколения ленивых самовлюбленных недоучек во всех областях, но страшнее всего, когда это врач или учитель.
"Пир хищников" - французская пьеса о войне на российской сцене (спойлеры)
Актуален ли Бредбери? ("451 градус по Фаренгейту")
Каждый читатель имеет право быть несогласным с мнением автора.
Подписывайтесь на мой канал Оля Тихонова в Дзене Спасибо!