В Хеллоуин Concepture спрашивает своих читателей: Кого вы боитесь больше — зомби или привидений? Как можно догадаться, за этим простым вопросом скрывается довольно серьезный философский бэкграунд.
Учитывая, что страх – это следствие нашего мировоззрения, можно попробовать привязать некоторые объекты страха к фундаментальным элементам любого образа мира.
Например, философ Александр Ветушинский в своем курсе «Приключения материи в культуре» предложил довольно остроумный тест на тему: «Как отличить материалиста от идеалиста?». Помимо рациональных допущений и эстетических предпочтений, и материалист, и идеалист верит в определенный порядок мира. И поэтому наиболее страшным для того и другого является нечто, символизирующее нарушение данного порядка, нечто, чего быть не должно и уже потому пугающее и травмирующее. Боимся мы невозможного, а точнее, допущения о том, что невозможное иногда случается. И чтобы страх был особенно осязаемым он должен воплотиться в чем-то близком и похожем, в некотором двойнике или человекоподобном существе (т.к. все радикально чуждое не только пугает, но и завораживает).
Не сложно догадаться, что для идеалиста таким объектом является зомби – разлагающееся тело, которое не может умереть. По сути это своеобразная версия ада для идеалиста, так как в таком случае душа не может сама покинуть тело и обречена наблюдать за происходящим без всякого шанса на что-то повлиять. Кроме того, идеалисты обычно верят в то, что мир разумен и все в нем имеет смысл/цель. Толпы живых мертвецов на развалинах города – довольно сильный аргумент против этого, надо признать.
Для убежденного материалиста вещью, которой нет и быть не может, безусловно является призрак или любое другое нематериальное существо со своей волей. Привидение – не просто аргумент против материализма, но также точка его бессилия. Именно материализм часто опирается на науку и здравый смысл. И одна из причин этого, вероятно, желание (хотя бы в теории) контролировать мир. Невозможность влиять на привидение материальными средствами вызывает двоякий ужас: во-первых, доказывает преимущество иного мира, а во-вторых, превращает людей в марионетки чужой воли (что любопытно, автоматизмы без участия чужой воли материалистов обычно мало смущают).
Впрочем, это, конечно же, не единственное объяснение почему вы выбрали тот или иной вариант. В конце концов индивидуальную биографию, вкусы, влияния и случайность пока еще никто не отменил. Даже в теории.