Найти в Дзене
Звезды Турции

Великолепная валиде. Была ли мать Сулеймана славянкой и как она попала в гарем

Из-за путаницы с одноименными женами Селима Явуза историки так и не определились, кто из них родил падишаха. Но крымская княжна меньше всего подходит на эту роль - она приехала в столицу гораздо позже. Другая история говорит о том, что валиде была такой же наложницей, как и Хюррем. Более того, она приехала из тех же мест. В турецких источниках широко гуляет версия о том, что Хафса была полькой, хотя польские земли - весьма условное направление. Ведь в Польском королевстве в то время кто только не жил - прибалтийцы, русские, украинцы, евреи. Однако больше всего склоняются к тому, что валиде была именно полькой, или польской иудейкой. И звали ее Хельга, а имя Хафса ей дали по принципу той же заглавной буквы. В 15 веке с правителями Великого княжества Литовского, которому принадлежали и польские территории, у османов были самые разные связи. Одним из видов отношений была разумеется связь через Крымское ханство, промышляющее набегами на славян и торгующее с османами. Польские короли в

Из-за путаницы с одноименными женами Селима Явуза историки так и не определились, кто из них родил падишаха. Но крымская княжна меньше всего подходит на эту роль - она приехала в столицу гораздо позже. Другая история говорит о том, что валиде была такой же наложницей, как и Хюррем. Более того, она приехала из тех же мест.

В турецких источниках широко гуляет версия о том, что Хафса была полькой, хотя польские земли - весьма условное направление. Ведь в Польском королевстве в то время кто только не жил - прибалтийцы, русские, украинцы, евреи.

Однако больше всего склоняются к тому, что валиде была именно полькой, или польской иудейкой. И звали ее Хельга, а имя Хафса ей дали по принципу той же заглавной буквы.

В 15 веке с правителями Великого княжества Литовского, которому принадлежали и польские территории, у османов были самые разные связи.

Одним из видов отношений была разумеется связь через Крымское ханство, промышляющее набегами на славян и торгующее с османами. Польские короли в разное время пытались противостоять и тем и другим но далеко не всегда у них получалось.

-2

Таким же образом поляки сотрудничали с молдавскими князьями, чтобы вместе бороться против турок, и тоже частенько проигрывали.

Как раз в то время когда будущая валиде находилась в возрасте невесты, состоялось несколько знаменитых набегов татар на польские земли после поражений в походах. В результате любого из них Хельга могла оказаться в татарском плену.

Самый близкий по годам набег произошел когда девочке было около 9 лет. Татары напали на Подолье. В первый раз нападение было неудачным, погибло много воинов.

Но через несколько лет набег был более успешным. Кроме Подольских земель, где возможно и проживала Хельга, татары взяли даже Киев. Все это было разграблено и по истоптанным дорогам пленные отправились в Крымское ханство.

Дорога в Крым называлась Кучманским шляхом который потом переходил в Черный шлях. В Крыму как известно было несколько невольничьих рынков на которых девицу могли купить представители дворцовых служб.

То, что Айше-Хафсу привезли именно отсюда, и могло запутать исследователей - это еще одно совпадение которое роднит ее с крымской княжной дочерью Гиреев.

Кроме всего прочего судьба настоящей дочери Гирея тоже теряется в истории. Вроде бы она была уже молодой вдовой с детьми но возможно родила нескольких сестер Сулейману одновременно с Хельгой, которая уже давно была любимой женой Селима.

Возможно Хафса позаботилась о том, чтобы ее историю посчитали биографией крымчанки уже позже. Таким образом могла поступить и Сафие-сулан, приписав себе родство с Нурбану.

Трабзон где Селим в это время служил санджакбеем, стоит прямо на Черном море, через которое переправили корабль с пленниками и юной Айше-Хафсой.

В обход столицы Айше могла сразу попасть в гарем к шехзаде, где и осталась. Через несколько лет она родила здесь первого ребенка, в будущем великого султана империи Сулеймана.

А вот крымчанка Айше приехала уже сразу в столицу, так как именно с войском ее отца Селим смог заставить отца Баязида уступить ему трон. Обучение местным традициям Хафса скорее всего проходила под контролем матери Селима, которая также жила с ним в Трабзоне.

Сама она была в прошлом тюркской принцессой, так что все это знала хорошо. Когда сама Хафса отбирала сыну наложницу, могло сыграть роль и то, что она выбрала ему свою землячку Хюррем.

-3

Так началась история юной польки Хельги, в будущем ставшей первой значимой валиде в истории Османов и вошедшей в историю как Айше-Хафса-султан.