Найти тему

Универсальный растворитель

Способность воды растворять в себе огромный спектр веществ, с одной стороны, очень важна для всего живого, с другой, несет смертельную опасность. Человечество на протяжении многих веков борется с проблемой грязной воды, и решение этого противостояния, кажется, найдено.

Природа в свойственной ей манере давно придумала способ очистки воды от растворенных веществ и твердых частиц. Артезианские воды, проходя в процессе всемирного круговорота через толщу пористых горных пород, фильтруются, нормализуются по химическому составу и освобождаются от патогенов. Только вот глубины залегания подобной «живой воды» исчисляются десятками, а порой и сотнями метров, что ограничивает повсеместное бурение скважин для ее добычи. Злую шутку может сыграть ее растворяющая способность – все ближайшие залежи минеральных соединений обязательно обнаружат себя в ходе химического анализа артезианской воды.

Нередко в сельской местности можно наблюдать бытовые чайники, «внутренности» которых покрыты толстым слоем бурых оксидов железа, – следствие использования неочищенной артезианской воды. А ведь это отличный «корм» для железобактерий, покрывающих трубы изнутри неприятной бурой слизью из продуктов собственной жизнедеятельности. При этом вода с примесью железа из скважины может быть и на вкус приятна, и прозрачна как слеза. Единственным весомым достоинством воды с глубоких горизонтов залегания является постоянство состава, так как он почти не зависит от сезонных колебаний уровня воды и её мутности.

Фактически серьезные проблемы с состоянием воды начинаются на этапе колодца, когда глубина расположения водоносного горизонта соответствует дну реки, озера или ручья. Порой даже инфильтрационный порог, состоящий из песчаных пород, не в состоянии удержать твердые частицы и растворенные в воде вещества. К тому же, колодезная вода очень чувствительна к весеннему разливу и соседству с источниками бытового загрязнения, а осенью-зимой может внезапно пропасть из-за общего снижения уровня воды в питающем водоеме. Говорить о чистоте поверхностных вод, представленных в виде рек, озер и ручьев, не имеет смысла – мало кто в здравом уме станет в пищевых целях использовать подобную муть.

Банальное выражение о таблице Менделеева, «растворенной» в природных водах близ крупных населенных пунктов, имеет под собой основание, но вот специалисты в первую очередь анализируют не наличие тех или иных элементов, а определяют целый ряд конкретных сложных веществ и комплекс косвенных признаков загрязнения. Например, низкая концентрация растворенного кислорода обычно сообщает о серьезном органическом загрязнении воды. Вещества изымают кислород из оборота, используя его для собственного окисления, что естественно вызывает гипоксию у водных обитателей, – хорошо, если в таком озере будет жить карась. Соединения азота и фосфора, фтор, тяжелые металлы и ещё уйма параметров, в том числе наличие патогенных микробов, приходится держать под контролем в аналитических лабораториях предприятий водоподготовки. И это еще не касаясь «букета» органолептических показателей – вкуса, запаха, цвета, мутности и др.

А ведь это отличный «корм» для железобактерий. Фото:www.stroy-podskazka.ru
А ведь это отличный «корм» для железобактерий. Фото:www.stroy-podskazka.ru
Читать продолжение
Другие статьи автора