Россия сыграла одну из ключевых ролей в создании Международной космической станции. Теперь будущее у МКС туманное, а отечественные «Союзы» и «Прогрессы» могут оказаться на свалке истории.
Строили мы, строили…
МКС изначально не задумывалась как международная в широком смысле станция. В 80-е к проекту под названием Freedom («Свобода») хотели подключить лишь американских, канадских, европейских и японских экспертов. Кроме прочего, это должен был быть ответ попыткам СССР вернуть господство на орбите. Советам это, кстати, частично удалось. Именно Советский Союз стал первым, кто построил на орбите многомодульную космическую станцию – «Мир». Она стала символом научно-технических достижений СССР, пошатнувшим космическое превосходство американцев, достигнутое де-факто после успешных высадок астронавтов на Луну.
Время шло, проект западной станции дорожал. Затем не стало Советского Союза, ушло в небытие и геополитическое противостояние коммунистов и капиталистов. Уже тогда было понятно, что МКС станет самым дорогим космическим проектом в истории. В 90-е годы западные страны трезво рассудили, что лучшим выходом будет подключить к работе отечественных специалистов, имеющих гигантский опыт создания одномодульных и многомодульных орбитальных станций. Соответственно, Россия должна взять на себя часть затрат на МКС. «Мир» к тому времени уже вовсю действовал: его начали эксплуатировать еще в 1986 году.
Важно отметить, что Россия имела вполне современную на тот момент и уже доказавшую свою эффективность тяжелую ракету «Протон». На пару с «Союзом» она неплохо справлялась со своими функциями, позволяя выводить тяжелые блоки на орбиту. США тогда тоже имели «тяжеловеса» в лице знаменитого челнока «Спейс шаттл». Сотрудничество обещало быть плодотворным.
СССР принадлежит еще одно важное достижение – именно он первый в мире построил пилотируемую одномодульную орбитальную станцию. В 1971 году «Салют-1» вывели на орбиту, где он пробыл 175 суток.
Читать продолжение тут