Пожалуй, нет более известного советского танка, чем Т-72. Несмотря на параллельный выпуск машин более современных, и со схожими характеристиками, именно Т-72 стал символом советской военной мощи.
Первый Т-72 «Урал» сошел с конвейера в далеком 1973 году, а вскоре его выпуск был налажен в Польше, Чехословакии, Югославии и многих других странах. До 2005 года было создано более 30 тысяч машин в разных модификациях, что делает Т-72 самым массовым танком второго послевоенного поколения. Несмотря на обилие модификаций, в основе машины всегда оставалась 125-мм пушка 2А46 с автоматом заряжания, низкий силуэт и дизельный мотор В-46.
Эта машина состоит на вооружении 50 стран, что делает его наиболее широко распространенным танком. Естественно, что Т-72 обладает весьма интересной судьбой. Сегодня мы рассмотрим необычные факты из истории разработки и эксплуатации этого танка.
Мобилизационный танк?
Несмотря на открытость фактов, в сети еще можно встретить расхожее мнение о том, что Т-72 – «мобилизационный танк», упрощенная версия харьковского Т-64. Что в корне неверно! Давайте разберемся. Итак, в 1957 года появился «Объект 430» - харьковский прототип будущего Т-64. Танк был весьма интересным, но его новаторство имело обратную сторону – отсутствующую надежность. Через три года был выпущен «Объект 432» - чуть более сбалансированный танк. Но четыре года конструкция не могла пройти государственные испытания, пока в 1964 году не был принят на вооружение многострадальный Т-64. Танк был ненадежен, и харьковчане начали разработку еще одной модели – «Объект 434», который тоже приняли на вооружение – уже как Т-64А, в 1968 году.
Помимо неявных минусов, танк обладал мотором 5ТДФ, который выпускался лишь в Харькове, а значит – подвергал опасности мобилизационные планы в случае большой войны. Это понимал и сам Морозов, работавший над резервной версией своего детища. Правда, его «Объект 439» шел неохотно, а вот в Нижнем Тагиле параллельно начались работы над модернизацией Т-62. Так появился «Объект 167» с автоматом заряжания, пушкой Д-81 и уже знакомой шестикатковой ходовой частью. Танк не заинтересовал военных, но рациональное зерно оставил. В 1968 году в Нижний Тагил отправили несколько Т-64А, на которые специалисты Уралвагонзавода установили автомат заряжания (вместо харьковского механизма), а капризный 5ТДФ заменили челябинским дизелем В-45К. Танк понравился, но его слабым местом была ходовая часть: ломались опорные катки, лопались торсионы и направляющие колеса. Тогда-то и вспомнился опытный «Объект 167» с его более надежной ходовой частью. После замены шасси прототип переименовали в «Объект 172М». Танк успешно прошел сравнительные испытаний, и 7 августа 1973 года был принят на вооружение как Т-72 «Урал». Новый танк со своими преимуществами, а не урезанная версия харьковской машины.
Заграничное применение
Первыми Т-72 в бою «опробовали» не советские танкисты, а их сирийские коллеги. Во время ливанской войны 1982 года, части 1-й бронетанковой дивизии Сирии помогли выйти из израильского окружения своим сослуживцам, уничтожив некоторое количество израильских танков Magach-6. Тогда был подбит лишь один Т-72М. А через два дня сирийские танки из 81-й бригады попали в засаду, где до 12 танков были подбиты американскими ПТУР TOW. При этом в число безвозвратных потерь попала лишь одна машина. Согласно американским отчетам, ни один Т-72 не был поражен в лобовую проекцию.
А советские танкисты применили свои Т-72 лишь формально – во время августовского путча 1991 года. Вскоре после него перестал существовать СССР, а большинство конфликтов Т-72 пришлись на вновь образованные осколки СССР.
Секрет западных разведок?
Долгое время Т-72 был секретом для западных спецслужб. Ввиду того, что на вооружении ГСВГ стояли танки Т-64, именно эта модификация вызывала наибольший интерес. Но так сложилось, что еще в бытность СССР американцам удалось завладеть именно танком Т-72. Весной 1987 года в газетах появилась новость о том, что разведка завладела советскими машинами. Это были Т-72М, которые иранцы захватили у иракцев в ходе войны. Танки были тщательно изучены американскими экспертами, а после – отправились изображать роль вероятного противника на учениях.
Но не американцами едиными! В январе 1990 года Германия начала распродажу наследия ННА ГДР. В числе прочего предлагались танки Т-72М1, в покупке которых заинтересовалась Швеция. Было куплено пять танков, исследование которых показало, что знания о советских танках не совсем соответствовали действительности – и их защищенность была даже выше предполагаемого уровня.
Так что, к середине 1980-х советская бронетанковая мысль была в той или иной степени изучена зарубежными экспертами.
Главный киногерой
Танк Т-72 стал нарицательным именем в западной культуре. Смею предположить, что у американского обывателя именно эта машина придет на ум при словосочетании «soviet tank». По этой причине, во всех фильмах демонстрирующих «красную угрозу», советские танкисты неизменно воевали на Т-72, а по мнению американских танкистов, во время «Бури в Пустыне» долгое время в любом вражеском танке они видели «ти севенти ту».
Все это породило образ, согласно которому западный обыватель в любом танке, не похожем на машины западной школы, видит Т-72. А в фильмах реквизиторы превращали американскую технику в кальку, в которой, тем не менее, угадывался легендарный Т-72.
Итоги
Первые кадры боевого применения Т-72, Ирано-Иракская война
Как видите, судьба одной из главных машин Леонида Николаевича Карцева и Валерия Николаевича Венедиктова, имеет много необычных моментов. Впервые выпущенный в 1973 году, этот танк спустя 45 лет обладает необходимым модернизационным потенциалом, благодаря чему по сей день находится в строю. А учитывая тенденцию, он и его «сын» - Т-90 еще долго будут составлять бронетанковую основу ВС большинства стран мира.
Спасибо за внимание! По ссылкам ниже – более подробные материалы о заграничных путешествиях советского Т-72, и его боевом применении:
-Т-72 в Ираке: первая встреча с M1 Abrams