Между Валаамом и Афоном многие века сохранялась тесная духовная связь. Оба этих места дали множество святых — людей, особо потрудившихся в жизни ради Господа, и угодивших Ему. И Валаам, и Афон, всегда были удобными местами для монашествующих, и между ними наблюдалось сходство в укладе их внутренней жизни, в уставе, во внешних условиях и отдаленности от окружающего мира. Многие подвижники, жившие на Валааме, желали посетить и ездили на Святую Гору Афон, а оттуда отцы и братия приезжали на Валаам, и каждый получал пользу и духовное утешение. 22 октября 2018 года почил известный многим в России архимандрит Григорий, игумен афонского монастыря Дохиар, и мы хотели бы поделиться со всеми воспоминаниями одного из насельников Валаамского монастыря, прожившего рядом с герондой Григорием 7 лет.
Архимандрит Григорий родился на греческом острове Парос, и был близким родственником знаменитого афонского старца Иосифа Исихаста. В возрасте 25 лет, 1 января 1967 года он принял от старца Амфилохия Патмосского (Макриса) постриг и подвизался под его руководством. После преставления старца в 1970 году, о.Григорий с несколькими другими монахами из скита, где жил геронда Амфилохий, вынуждены были уехать, сначала в Этолокарнанийский монастырь, расположенный в центральной части Греции, затем – в монастырь Прусской иконы Божией Матери в Эвритании. Но там был очень жесткий климат и множество паломников, в связи с чем, когда геронду пригласили в Дохиарский монастырь, то он вместе со своей братией переехал туда, где и прожил оставшиеся 38 лет своей жизни в трудах и подвигах.
Воспоминания о геронде Григории Дохиарском
Мое знакомство с герондой Григорием состоялось в августе 2010 года, когда я, решив стать монахом, поехал на Афон на более-менее долгий срок пожить да посмотреть на монашескую жизнь. Афон для меня тогда, как и для многих, первый раз посещающих это святое место, был чем-то особенным.
Новые люди, другая и отличная от нашей византийская культура, другие традиции – все другое. Другой язык, другие песнопения и, конечно, архитектура другая. Афон казался тем неповторимым местом, где люди восходят от земли на небо, к Богу. Начитавшись книг и наслушавшись рассказов о первом уделе Божией Матери, я целенаправленно поехал в Дохиар, несмотря на то, что знал о непростой жизни в этом монастыре, но ведь человеку новоначальному, в котором горит душевное пламя и желание к подвигам, все нипочем.
С таким настроем достиг я вожделенного Афона, а Бог, по Своей милости, открывал все двери. В тот день геронда уезжал на подворье на какой-то праздник (подворье находится в 60 км от города Салоники, и там расположен женский монастырь, основанный старцем), и наше знакомство перенеслось на несколько дней.
Геронда в Дохиаре жил с 1980 года, когда он вместе со своим братством, состоящим из нескольких человек, переехал на Афон из другого греческого монастыря, расположенного на материке. Старец Ефрем Катунакский, которого геронда очень почитал, а тот в свою очередь очень любил икону Божией Матери «Скоропослушница», являющуюся главной святыней монастыря, в одну из встреч сказал, что «тебе, отец Григорий, – в Дохиар». Таким благословением отцы и попали туда, хотя были и другие предложения от разных монастырей.
В те времена почти все обители Святой Горы были идиоритмическими: игумена не было, а был совет старцев, которым и управлялся монастырь. Все ходили на воскресные и праздничные богослужения, а в остальное время жили по собственному уставу. С пришествием старца Григория и его братии монастырь вновь стал общежительным, а геронда был избран игуменом. Понимая, что тем старчикам и насельникам, кто многие годы прожил самостоятельно, будет сложно склонить свою главу и взять ярмо совершенного послушания, старец никого не принуждал, и у монахов был выбор: жить по новым правилам или доживать свой век, как жили. Конечно, это не касалось вновь приходящих в монастырь, для тех главным законом становилось послушание.
Через несколько дней о. Григорий вернулся с подворья и вечером после трапезы позвал меня на разговор. Греческий язык я конечно же тогда не знал, но, слава Богу, в монастыре уже жили несколько русских, знающих и могущих свободно общаться по-гречески. И вот мы втроем пошли в беседку, находящуюся перед входом в монастырь, – геронда, переводчик и я. Сели на лавочку, и старец попросил меня рассказать о себе, своей жизни и что меня привело в монастырь. Я начал свой рассказ о мирской суете и как я устал от нее, дошел до довольно непростой темы для каждого человека – о своих грехах, и тут он попросил, чтобы я огласил их. Самое интересное, что я был совершенно спокоен. Но дальше случилось то, чего я совсем не ожидал. На меня внезапно нашло такое состояние, что я вдруг разрыдался. Ничто не предвещало этого, наверное, по молитвам геронды Господь сподобил испытать подобное. Бывают случаи в жизни, когда или от печали, или от обстоятельств мы плачем, а тут все случилось спонтанно и как бы от меня независимо – я просто начал рыдать о своих грехах, а слезы ручьями текли по моим щекам. Геронда по-отечески меня утешал, и потом мы с ним пели «Христос Воскресе», он по-гречески, а я по-русски… Вот, наверное, где начинается воскресение нашей души, и жаль, что это сохранить мы не можем. Потом все возвращается на круги своя, ты становишься прежним, и только эти воспоминания помогают хоть иногда задумываться о своей негодности. Тогда же, помню, геронда сказал мне, что «ты должен искать монастырь, где тебя любил бы духовный отец», ну и я, растроганный до глубины души, тут же не преминул сказать: «Благословите меня остаться», – на что и получил благословение старца. Вот такое дивное у нас состоялось знакомство.
Первое время – время особенное и в семье, и в церкви, и в монастыре, пока для тебя все новое, пока жизнь не превратилась в рутину. Ах, если бы возможно было вернуться в это время и жить в нем всегда, но Бог хочет сделать нас мужественными, возрастить в «меру возраста Христова», хочет научить нас добродетелям, смирению, любви, Он хочет воспитать нас и привести к духовно-нравственному совершенству, и время испытаний, скорбей и трудов необходимы и неизбежны.
У геронды вся жизнь была непрестанным подвигом. Родился он на острове Парос, где первыми его наставниками стали монахи из монастыря Лонговарда, а духовным отцом – ныне канонизированный в Греческой Церкви старец Филофей (Зервакос). С 12 лет геронда промыслом Божиим попал под духовное руководство преподобного старца Амфилохия (Макриса), жившего на острове Патмос и бывшего одним из известнейших греческих старцев XX века. Геронда Амфилохий же постригал его в монашество спустя годы. До конца своих дней о. Григорий сохранил особую любовь к своим двум старцам – Филофею и Амфилохию, всегда им сам молился и получал помощь от Господа за их предстательство.
Насколько мне известно, геронда Амфилохий после своей смерти являлся старцу Григорию три раза, в какие-то особые моменты его жизни. Одно из таких посещений состоялось в Дохиаре, в игуменской монастыря. Там же, на столике напротив входа, у о. Григория хранилась часть мощей его святого старца – рука преподобного Амфилохия.
Бесовские искушения, болезни, страдания – все это было неотъемлемой частью жизни геронды, но он мужественно боролся, шел вперед к возлюбленному Христу, стоял на передовой всю жизнь и был истинным воином Христовым.
Однажды летом мы были на работах на подворье и по обычаю вечером пошли взять благословение. И геронда рассказывал истории из своей жизни. «Одним вечером, – повествовал старец, – открыл я окно и читал Библию, самое начало, первую главу: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт.1:1-2), – и тут вдруг голос страшный с улицы: «Закрой окно! В монастыре ты игумен, а снаружи игумен я». Геронда говорил, что вначале испугался, даже закрыл окно, но потом вновь его открыл со словами, что, мол, еще чего, буду я его закрывать. Вот так диавол искушал старца. А другой случай был, когда строили подворье, и в том месте сейчас есть фреска, как напоминание об этом событии, где святая Марина держит диавола за рога. Вот и геронде однажды явился диавол и говорит ему: «Ты думаешь, я не буду против тебя воевать? Еще как буду!» Так и было: потом через некоторое время у него случилось тяжелейшее в жизни искушение, когда часть братии в монастыре устроили саботаж и ушли.
Пожалуй, тут стоит сказать, что характер у геронды был непростой. Да, он был большой подвижник, у него было непомерное количество сил, но не все могли жить с ним рядом. Не у всех были такие физические и духовные возможности, чтобы выдержать дохиарскую жизнь, а понять до конца немощных он, наверное, не мог. Я помню, как о. Григорий не раз говорил, что до 50 лет не знал, что такое усталость, и когда ему тридцатилетний человек заявлял, что он не может, старец говорил, что нет такого слова «не могу». Вот в этой связи за его жизнь довольно большое количество людей начинали свою монашескую жизнь рядом, а потом рассеялись. Геронда был человеком старой школы, старой закалки, и многие современные люди, воспитавшиеся в эпоху компьютеров, гаджетов и интернета, не готовы были принять его образ мыслей. Геронда никогда не имел мобильного телефона, не пользовался компьютером. Он хотел приблизить современное монашество к тем древним векам, когда преподобные Антоний, Пахомий, Феодосий и многие другие преподобные отцы подвизались и угождали Богу. Он хотел сохранить хотя бы часть древнего монашества в его неповрежденном виде, когда мирские заботы уходили далеко на задний план и вся жизнь становилась лишь одним служением Богу. Так учил его старец Амфилохий, чей дух и перенял геронда.
Есть разные виды подвигов: кто-то избирает основным и приоритетным деланием молитву, кто-то – послушание и труд. Геронда выбрал последнее. Это ни в коем случае не значит, что он не молился или умалял молитвенный подвиг – нет, совсем нет. Просто основой и фундаментом для всей духовной жизни он считал труд и послушание, говорил, как учил его старец Амфилохий, что в жизни у нас два весла: служение (церковные богослужения, молитва) и послушание (труд), – и без какого-либо весла невозможно продвинуться по духовной лествице.
Геронда бывал разным. Он мог проявить и большую любовь к человеку, а мог и залепить в гневе такую затрещину, что мало не покажется. Он мог приласкать человека, поцеловать его, чему я был свидетелем не раз, а мог и наорать так, что душа уходила в пятки. Как и любой другой человек, он в первую очередь был и оставался человеком с обычными человеческими чувствами.
Жизнь состоит не только из светлых моментов, скорбных, может, и больше. И все мы люди, у всех есть свои эмоции, немощи, страсти, но через покаяние, исправление, изменение себя святые достигали Бога. Они тоже падали, они тоже бывали не правы, они тоже могли раздражиться или разгневаться, они также могли впасть в какие-то грехи, но они не отчаивались, но каялись и шли дальше – дальше совершали свой путь к Богу, и Господь, видя их, неутомимо шествующих к Нему, всегда поддерживал и направлял и, наконец, принимал к Себе и прославлял со всеми святыми, Ему угодившими.
Геронда Григорий был прост в одежде и еде. Не любил похвал и старался бегать суетной славы. Бывало, когда приезжали паломники и искали игумена монастыря, он представлялся им дворником или садовником, и только потом, где-нибудь на службе, эти люди понимали, что игуменом и был тот простой «чернорабочий». Геронда был во многом примером для братии. На старости по причине огромного числа разных болезней о. Григорий уже не мог выполнять тяжелые работы, но в молодости все делал сам. Монастырская стройка? Геронда возит камни, бетон, раствор. Монастырская уборка? Геронда первый берет метлу и метет целый день без перерыва с утра до ночи весь монастырь, и, кстати, он сам не раз говорил, что подметание было его любимым занятием. Руки заняты, думать не надо, ум в молитве. Что еще нужно монаху?..
Геронда каждый день в три утра спускался на службу. Я еще застал это время, когда уже больной старец понуждал себя. Конечно, последние годы он по причине немощей уже не мог так подвизаться, но сами болезни были подвигом, превосходящим всякие человеческие силы. Вы только представьте: легочная, сердечная, почечная недостаточность, несколько грыж в позвоночнике, сахарный диабет, почти полное отсутствие зрения, больные ноги (от колен и ниже они были коричневого цвета из-за нарушения кровообращения) – и это еще не все, но достаточно, чтобы человек не вылезал из кровати. А геронда – нет, понуждал себя до конца. Дал ему силы Господь нести этот крест. Последние годы, уже тяжело больной, он каждое утро спускался из своей келии, отправлял кого-то звонить в колокола, созывая сонную братию на общие послушания, и потом в течение дня сам ходил и смотрел, как продвигаются работы. Кому-то помогал советом, кого-то подгонял: «Давай быстрей, быстрей доделывай».
Между монахами даже сложилась следующая прибаутка:
Геронда: «Работайте, братия, работайте, работайте, солнце еще высоко».
Братия: «Геронда, геронда, это луна уже!»
Безусловно, к большим достижениям старца можно отнести то, что он создал в монастыре атмосферу, где все были равны. Я не беру отдельных лиц, но в общем было совсем не важно, кто ты – простой послушник или иеромонах. Все шли на одни и те же работы. Сбор оливок? Весь монастырь на оливках. Какая-нибудь глобальная постройка очередной церкви? Все на заливке бетона. Не было этой иерархической разницы между людьми. Была братская любовь. И более того, иеромонахи и уже более опытные монахи были примером для более молодой братии, тем самым подстегивая и их на послушание, молитву и труды. В Дохиаре я видел много таких примеров, когда один брат даже после тяжелого рабочего дня готов был с радостью отложить свой отдых и помочь другому брату. А нужно сказать, что рабочий день в обители начинался с утренней службы в три утра и продолжался до захода солнца с единственным двухчасовым промежутком между утренней службой, длящейся 4-5 часов, и послушаниями. А, бывало, случалось, что и этот отдых отменялся. У геронды постоянно были планы по восстановлению и благоукрашению монастыря. Рабочих геронда почти не брал, считая, что братия должна все делать своими силами. Конечно, когда восстанавливали два главных монастырских крыла, была специальная строительная фирма, нанимались рабочие, но огромное количество даже этих строительных работ было выполнено монастырской братией. Монастырь Дохиар посвящен святым архангелам, и геронда свято верил, что сам Архистратиг Божий Михаил, чиноначальник всех Небесных Сил бесплотных, будет встречать дохиарцев в том мире, проведет их к Богу и воздаст за эти труды, поистине совершаемые выше сил человеческих.
Геронда любил храм, службы и сам пел. Построил большой женский монастырь в деревне Сохо, куда каждый год вывозят чудотворную икону Божией Матери «Скоропослушница», строил храмы, заботился о благосостоянии монастыря. Вся его жизнь была здесь, в обители. Он жил для Бога и Богородицы, посвящая Им свои труды. Его манера служения Литургии очень отличалась от многих других. Он никуда не торопился и в молитвах разговаривал с Богом. Он приносил себя в жертву Христу. Помню, он однажды рассказывал, как его старец Амфилохий служил одну из последних своих Литургий, и в один момент после молитв лицо старца Амфилохия просияло Божественным нетварным светом. Этот духовный опыт соприкосновения с вышним миром наложил свой отпечаток и на старца Григория. Он жил с мыслью о вечности, о соединении со Христом и как добрый делатель виноградника Божия совершал свой жизненный путь.
О. Григорий радушно принимал людей, беседовал с ними, наставлял. Любил приглашать приезжающих паломников на чашечку кофе и за приятной беседой рассказывал разные истории из своей жизни.
В монахах геронда ценил прежде всего послушание. Послушного он любил и относился к нему по-особенному. Бывал и строгим в жизни, не любил лишних разговоров во время работ, хотел от братии молитвы. Его излишняя с виду строгость, иногда даже суровость, была частью воспитания других, которым он занимался. Я часто видел в нем двух разных людей. На работах он был один, а дома в своей келии – совсем другой. На работе он мог кричать на всех, ругаться, постоянно смирять, а в келии был спокойным и любящим человеком, вокруг которого собиралась братия, и они читали какую-нибудь книгу, мирно беседовали или рассказывали друг другу о прошедшем дне. Геронда хотел, чтобы каждый совершал свой подвиг – подвиг, превосходящий силы, подвиг непрестанный, в котором нет ни выходных, ни отпусков. Диавол ведь не дремлет и непрестанно хочет уловлять монаха в свои сети и отпуск не берет. И потому монаху тоже не полезен отдых, но жизнь и труды его направлены на будущую жизнь и будущее воздаяние. Время жизни коротко, пройдет. А труды, положенные здесь во славу Божию, пребудут с человеком вечно.
Еще в молодости, когда геронде Григорию было 25 лет, ему поставили диагноз: сахарный диабет в какой-то там редчайшей форме. А это непрестанные диеты: то нельзя, это нельзя, – и врачи вообще говорили, что, мол, отец, долго ты не проживешь. Но вот врачи давно умерли, а он прожил до 76 лет по милости Божией.
Жил человек, был человек на земле, жил и подвизался, жил и трудился, нес свой огромный и тяжелый Крест. Пронес его до конца, претерпев и скорби, и печали, и болезни, и воздыхания ради Христа. Мы верим, что Господь и Бог наш принял геронду Григория, верного своего раба и служителя, во Царствии Своем, во Царствии Отца нашего Небесного. Закончился его земной путь, прошла его земная жизнь, и наступила вечность. Для посвятивших себя Богу – это радость: отойти от земли на Небо; как говорил апостол Павел, «…имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Флп.1:23), и теперь мы будем молиться и просить старца о ходатайстве за нас пред Богом.
Вечная Вам память, отче Григорие, молите Бога о нас, грешных!
Монах Авель (Щулькин) - Валаамский монастырь
---
Редкие фотографии с Герондой Григорием Валаамскому монастырю любезно предоставил Павел Блохин из своего личного фотоархива, за что ему огромная благодарность.
---
Понравилась статья? Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и пишите комментарии.
А также не забудьте посетить сайт Валаамского монастыря.