Все знают о таком явлении, как травля в школе. В любом классе есть дети, которые обижают, обзывают, бьют, а есть дети, которые становятся жертвами. Для многих школ проявления насилия, издевательств и травли – это повседневная реальность, одни участвуют в этом процессе, другие наблюдают со стороны.
Я предлагаю Вам, спросить себя: а были ли в вашем классе дети, над которыми издевались, не любили, потому что они отличались? Могу спокойно утверждать, что КАЖДЫЙ вспомнит такого человека.
Пример из мой школьной жизни: была у нас девочка, которая отличалась своими мыслями, она просто была не такой, как все. Особенно сильно ей доставалась на уроках литературы, она очень странно читала стихи, просто у нее не было музыкального слуха, некоторые смеялись и изображали ее.
Мы все были вовлечены в процесс: кто-то наблюдает, кто-то издевается, но ужаснее быть жертвой. Представьте себя на этом месте, ребенок переживает в себе, появляются зажимы и комплексы, а порой ненависть порождает ненависть. Но самое страшное, на мой взгляд, то, что у детей нет доверия к взрослым, даже к родителю, они пытаются разобраться сами. Ребенок растет с этим, из-за этого может не построить отношения, становится одиночкой или переносит издевательства на работу, в семью, в общем, сценариев много. Именно об этом не думают обидчики в момент травли, лишь о том, что он отличается, не вписывается в систему.
Так как же решить проблему в школе и дома? Ответ прост и очевиден. Каждый из нас испытывает одиночество и каждому нужно свое место. И это нормально.
Представьте, сколько времени дети проводят в школе вместе, порой, они сидят несколько лет за одной партой, не зная друг о друге ничего. Безразличие порождает одиночество, а этому они учатся у нас, взрослых, они, словно губка впитывают, то, что вокруг. Вот и получается, что все привыкли, что школа теперь о послушании, рейтинге и соперничестве, а не о поддержке, дружбе. И это идет от нас, взрослых, мы пытаемся ужесточить контроль над детьми, а делаем только хуже. Доброе слово, обычный разговор с улыбкой, капелька участия – это все на поверхности. Педагог обладает всеми необходимыми знаниями и умениями, ему всего лишь нужно сформировать коллектив и благоприятную обстановку внутри класса. Простые инструменты, но очень эффективные: игровые технологии, традиции в классе, свои фишечки.
Задумайтесь, в лагере за неделю формируют коллектив и работают с ним 21 день, в школе есть целых 11 лет, но так мало дружных классов и много нездорового соперничества. Поэтому выбирая школу и педагога, смотрите не только на знания, которые он получит, но и в какой атмосфере он проведет 11 лет.
Если же ваш ребенок уже учится, запомните простую истину: когда дети кого-то травят, они самоутверждаются. Нет единого портрета обидчика, они из разных семей, но внутренне каждый не уверен в себе и это идет из семьи.
Дорогие родители, если что-то хотите изменить в ребенке, меняйте в себе. Например, Вы говорите, что обижать и обзывать других это плохо, а сами позволяете при детях плохо отзываться о своих коллегах. У ребенка в голове моментально срабатывает, то, что вы говорили ранее, это ложь. Создавайте благоприятную обстановку, ребенку должно быть комфортно, а Вам он должен доверять, будьте ему другом. Но не забывайте, не надо навязываться, у него есть личное пространство, цените это. Любой конфликт лучше остановить в зародыше.
И в завершении хочу порекомендовать, каждому родителю посмотреть молодежный сериал «американский вандал. 2 сезон». В нем показано глазами подростков, к каким результатам приводит травля и одиночество.