Можно ли пустить поезд под откос монетой? Что будет, если на полном ходу в туалет бросить лом? Может ли локомотив разогнаться до скорости, при торможении на которой расплавятся его колёса? Советских детей, не избалованных многочисленными гаджетами, интересовало множество хоть и интересных. Но весьма странных вопросов об окружающем мире. К ним можно отнести и такое противостояние: а кто победит, если поезд врежется в танк?
Удивительно, но столкновения локомотивов и танков не такая уж и редкость. Ещё в мемуарах советских партизан времён Великой Отечественной войны встречаются случаи с применением захваченных немецких танков для блокировки железнодорожных путей. Однако информации об успехах такой тактики крайне мало, а уж о том, сталкиваюсь ли с такими преградами немецкие поезда – и вовсе не известно.
Первый задокументированный случай столкновения танка с поездом относится к 1966 году. В первых числах января на территории ФРГ начались учения американской армии, получившие кодовое обозначение Silver Talon. Наш «вероятный противник» отрабатывал развёртывание танковых соединений для нанесения контрудара по советским силам в ГДР.
11 января 3-я бронетанковая дивизия, в соответствии с планом действий, начала развёртывание на местности. Однако операция сразу не задалась. Один из танков M48 «Паттон» должен был занять позицию на холме, возвышающемся над железной дорогой. Однако экипаж не учёл, что за ночь холм превратился в настоящую ледяную горку, и когда машина начала разворачиваться на вершине холма в сторону «врага», гусеницы начали скользить по крутому склону.
Удар о подножье оказался таким сильным, что танк буквально закопался под железнодорожный путь, машина оказалась словно в капкане. При падении травмы получили механик водитель и наводчик. Командир и заряжающий едва успели вытащить из танка раненых товарищей, когда раздался громкий гудок – к месту ЧП на большой скорости двигался товарняк.
Однако полноценного столкновения так и не произошло. «Паттона» спасло то, что он зарылся в насыпь, сместив рельсу. Локомотив сошёл с пути ещё до столкновения и удар пришёлся по касательной в башню. Естественно, башню сорвало. Также была повреждена подвеска, но других серьёзных поломок не последовало. Локомотив и пару вагонов выкинуло с путей, в результате чего машинист получил пару переломов и сотрясение. Правительство ФРГ оценило ущерб от аварии в 1 миллион марок.
Любопытный момент. В тот же момент, всего в паре сотен метров вверх по дороге от места ЧП с горы сполз ещё один M48, так что американская «засада» на немецкий товарняк была основательной.
В 1988 году уже в ГДР советские танкисты повторят «эксперимент» своих американских коллег. В 1983 году 118-й отдельный учебный танковый полк перевели из Альтенграбова в Форст-Цинна. В годы второй мировой там располагалась образцово-показательная танковая учебка вермахта, поэтому и сама часть, и окрестности были отлично оборудованы. Так, у полка имелось сразу два полноценных таковых полигона.
Дорога на большой танкодром пересекала железную дорогу. В связи с тем, что кроме самих танкистов дорогой этой никто не пользовался, переезд не был оснащён средствами регулировки движения. По разнарядке, при выдвижении роты на учения, к переезду выдвигалась пара бойцов, которые отходили от него вниз и вверх по путям на триста метров и тормозили поезда.
И всё было в полном порядке, пока в части не появился излишне инициативный инструктор. Недовольный работой одного из курсантов, он решил провести с ним индивидуальные занятия на пересечённой местности. Вечером 19 января 1988 года инструктор и курсант сели в Т-64А и отправились на полигон. Однако курсант допустил ошибку и при пересечении железнодорожного переезда танк заглох.
В это же время из-за поворота показался мчащийся локомотив. Солдаты поспешили покинуть машину и побежали в сторону поезда, желая предупредить машиниста о препятствии. Но было уже поздно. Пассажирский скорый поезд «Лейпциг-Штральзунд» на скорости 110 км/ч протаранил в борт Т-64 и протащил его почти полторы сотни метров.
При столкновении с бронированным монстром погибли оба машиниста и четыре пассажира. Также пострадали все пассажиры из первых двух вагонов.
Удивительно, но сам Т-64 оказался повреждён относительно слабо, учитывая силу столкновения. Бронекорпус оказался цел, ударом с пагона сорвало башню, но она сместилась слабо, единственное, была полностью уничтожена ходовая часть.
Ещё один инцидент с советским танком относится к 1976 году. В армянском Ленинакане огнемётный танк ОТ-55 оказался на пути локомотива. Однако как танк оказался на железной дороге и что стало причиной трагедии – не известно.
Чудят танкисты и в наши дни. В сентябре 2017 года шведские СМИ вышли в тираж с заголовками «Танк столкнулся с пассажирским поездом». На деле же оказалось, что инцидент произошёл с бронетранспортёром Patgd 360. Но, учитывая габариты современных БТР, ЧП вполне вписывается в танко-локомотивное противостояние. Например, боевая масса Patgd 360 – 27 тонн.
Как позже рассказали сами военные, они выполняли манёвры в рамках учений «Аврора-2017», когда у них из строя вышла рация и GPS-датчик. На незнакомой месности экипаж быстро потерялся и для того, чтобы сориентироваться, было решено выехать на какую-нибудь возвышенность.
Не ясно, почему они не смогли идентифицировать ближайшую насыпь как железную дорогу. Машина успешно забралась на препятствие, командир открыл люк и едва успел высунуть голову, когда в левый бок врезался пассажирский поезд.
Спасло и машиниста, и военных то, что на данном участке действовало ограничение скорости, поэтому удар оказался относительно слабым – все пострадавшие отделались простыми ушибами.