Фильм творческого и семейного тандема — Натальи Меркуловой и Алексея Чупова «Человек, который удивил всех» несколько дней назад был выдвинут на Золотой глобус в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». До этого ленту уже отметили на Венецианском кинофестивале, где Наталья Кудряшова получила приз как лучшая актриса программы «Венецианские горизонты». О том, чем фильм о российской глубинке привлек мировые фестивали в нашем тексте.
Егерь Егор (Евгений Цыганов) — брутальный житель сибирской деревни случайно узнает, что у него рак в терминальной стадии и начинает готовиться к уходу из жизни. Его беременная супруга (Наталья Кудряшова), от которой он хотел скрыть факт своей болезни, случайно узнав, что муж смертельно болен, настаивает на борьбе с недугом. Если вспоминать модель Кюблер-Росс, поначалу, кажется, что немного апатичный и неэмоциональный Егор сразу шагнул на последнюю стадию — принятия. Только жена, отрицая, злясь и торгуясь, заставляет Егора ещё немного побороться. Конечно, чуть позже зритель понимает, что первобытный страх смерти и в этом сильном брутальном мужике первичен, как в любом из нас. Поэтому, на смену принятию, приходит его борьба. И метод этой борьбы удивил всех, не только героев картины, но и искушенных зрителей.
Деревня — это пример традиционного общества. Общинный уклад, который заведен там, не допускает никаких отклонений от нормы. Егор же восстает против уклада. Чтоб обмануть смерть он, подобно селезню, герою сибирской притчи, притворившемуся уткой, пытается спрятаться в женском образе. То, как играет это Евгений Цыганов достойно аплодисментов. Его перевоплощение сначала в Егора, ради которого он похудел на 20 килограммов и постарел, кажется, на 20 лет, а потом внутри этого образа в женщину — впечатляет. Он вышел из амплуа пьяного героя любовника и показал вершину своего актерского мастерства. И без того молчаливый в первой части, после «преображения» герой Цыганова вовсе не произносит ни единого слова. Немая игра актера завораживает. Например, забыть его танец на деревенском празднике просто невозможно. В его «женщине» нет ни капли жеманства или кокетства — она воплощение мужества и смирения. Что касается жены Егора, её последняя стадия по Кюблер-Росс происходит на другом уровне, она, сначала отрекшись от мужа, в конце концов, находит в себе силы принять его выбор.
История Егора и его семьи странная, оттого еще более удивителен тот факт, что Наташе Меркуловой (сорежиссёр и сценарист фильма), она была пересказана, как достоверная. Это такая притча в квадрате, анекдот про человека, который удивил всех ходивший в сибирских деревнях. Но нужно отметить, что насколько реалистично изображено общество в такой сибирской деревне, настолько нереалистичный у фильма конец. Мы все очень любим хэппи-энды и чудеса, наверное, ради этого доброго послевкусия фильм решили закончить именно так.
Конечно, этот немногословный фильм не про рак и тем более не про трансгендеров. Фильм в первую очередь о том, как иногда жизненно важно человеку отпустить контроль над своей жизнью. Как сложно, заматерев в одном образе жизни и мыслей, из него выйти и как это одновременно необходимо. Это касается не только Егора и его семьи, но и каждого немого наблюдателя в деревне, каждого несогласного или, наоборот, сострадательного героя. Это касается даже зрителя. Научиться выходить из шаблона мышления и разрешить жизни происходить вокруг, а так же стоически выносить все игры судьбы — вот, чему учит это хорошее кино.